В чем заключается атака титанов и какова суть атаки?

Совсем недавно подошла к концу первая часть четвёртого сезона «Атаки титанов». До финала грандиозной эпопеи осталось совсем чуть-чуть (всего-то годик). В третьем спецвыпуске, посвящённом 2010-м, мы назвали этот аниме-сериал одним из важнейших для того периода, а потому с радостью возвращаемся к истории разведкорпуса и войны с титанами. Рассказываем, что случилось в прошлых сезонах, и разбираемся, какой вышла первая половина четвёртого.

Туда, где всё началось

Для понимания происходящего нужно вспомнить, как предыдущий сезон (также разделённый на две части) разогнал маховик событий. Разведкорпус под предводительством Эрвина и Леви продолжил раскрывать страшные тайны: в стенах, построенных для защиты человечества, спят титаны-колоссы, а правительство с королём-марионеткой во главе избавляется от тех, кто об этом знает. Эрену с товарищами удалось узнать, что при основании государства сто лет назад всем людям стёрли память о внешнем мире, а потом насильно сдерживали прогресс, чтобы человечество не вышло за пределы стен.

Всему виной истинный королевский род Рейсс, передававший из поколения в поколение силу могущественного титана-прародителя. С его помощью они управляли людьми, пока не вмешался Гриша Йегер — отец Эрена. Он сожрал последнюю хозяйку прародителя, перебил всю её семью, а затем скормил себя сыну в ту самую ночь, когда оставил ему ключ от подвала с секретами. После выяснения всех обстоятельств разведкорпус начал революцию — в результате был создан военный парламент, а новой королевой стала Хистория Рейсс, известная нам как Криста.

Дело оставалось за малым — отбить у титанов родной город героев Шиганшину, с помощью способностей Эрена заделать дыру в стене Мария и добраться до злополучного подвала, где хранятся оставшиеся секреты. Прибыв в город, разведчики столкнулись со старыми знакомыми титанами — Райнером и Бертольдом, они же Бронированный и Колоссальный. К ним присоединился и Звероподобный Зик. Завязалось полномасштабное сражение, и ради всего человечества разведкорпус решился на крупнейшую жертву. По итогам кровавой бойни сила Колоссального перешла к Армину, а выжившим врагам пришлось отступить.

Тот самый подвал

В развязке сезона мы наконец узнали всю правду о внешнем мире. В своих дневниках Гриша рассказал, что известные героям земли — лишь крохотный островок, названный Парадизом (Раем), а его жители — потомки древнего народа элдийцев. Они обладают способностью превращаться в титанов и когда-то с её помощью ввергли мир в хаос. Эта великая война титанов закончилась сто лет назад разгромом Элдии и строительством стен.

Сейчас на большой земле правит великая страна Марли, которая использует элдийцев как оружие — в частности, для захвата острова. Зик же оказался не только первым сыном Гриши и сводным братом Эрена, но и наследником королевской крови Элдии. После публичного разглашения этой информации островитяне полностью освободили свои земли от диких титанов и обратили свой взор за море.

По ту сторону

В начале сезона нам вновь наглядно показывают, насколько страшным оружием могут быть титаны

В новом сезоне мы с самого начала попадаем в пекло. Вместо знакомых героев, летающих на тросах, мы увидели, как некая армия с дирижаблей сбрасывает титанов на укреплённый форт. Нам впервые показали жизнь людей, которые до сих пор оставались таинственными врагами.

В центре внимания — отряд молодых элдийцев на службе марлийской армии, во многом похожие на знакомых героев. Оптимизмом и бескорыстностью Фалько очень напоминает Армина, а огонь в глазах Габи выдаёт в ней нового Эрена. Подростки со своими родными и другими потомками Имир (первого человека, ставшего титаном за 2000 лет до событий аниме) живут в специальных лагерях (вновь стены) и носят повязки, отличающие их от обычных людей. Остальной мир их презирает, но ребята упорно пытаются уничтожить «демонов острова» и искупить давнюю вину своего народа.

Появляется на экране и Райнер. В первых эпизодах именно он служит связующим звеном между сезонами. Здесь, среди друзей и родных, он герой-ветеран, один из немногих, кто четыре года назад вернулся живым из опаснейшей экспедиции. На фоне поведения его юных подопечных отлично прослеживаются изменения его личности. Он единственный, кто понимает, что за морем — не страшные монстры, какими рисует врага марлийская пропаганда, а такие же люди, с которыми он вместе ел, спал и веселился. И теперь эти люди будут мстить за причинённые им страдания.

Мирные деньки в Либерио

Вместе с Райнером нам показывают и других заслуженных элдийских «воинов» — избранных солдат, получивших силу разумных титанов. Мы видим их отношения с родными, мечты, надежды — новые серии хорошо справляются с одушевлением некогда обезличенного врага. Важную роль здесь играет и проклятие Имир, из-за которого воин после принятия силы титана живёт не дольше тринадцати лет. К примеру, Фалько, питающий чувства к Габи, не хочет, чтобы она становилась новым носителем Бронированного.

Герои возвращаются в родной город Либерио из очередной миссии (Марли воюет чуть ли не со всеми другими странами) как раз вовремя — вот-вот на территории лагеря состоится большой приём, в котором примет участие не только вся верхушка армии, но и многие иностранные делегации. Именно там почётный элдиец Уилли Тайбер раскрывает всему миру, что столетие назад не Марли завершила великую войну титанов. Это сделала сама Элдия.

Её король Карл Фриц тогда осознал, какой ужас несёт с собой его народ, — затем собрал последователей и отправился в добровольное изгнание, окружив себя тремя стенами. Остальному же миру он оставил послание, в котором назвал элдийцев виновными, но потребовал не нарушать покой жителей Парадиза. Мерой устрашения служила Дрожь земли — те самые колоссальные титаны, замурованные в стенах. И если раньше вместе с силой титана-прародителя представителю нового поколения королевского рода передавалась и мирная воля Фрица, то теперь им завладевает не связанный клятвой опасный преступник — Эрен Йегер.

После этого откровения появляется сам Эрен и устраивает настоящий погром. За ним следуют ребята из разведкорпуса — повзрослевшие и с новой экипировкой. Они неожиданно атакуют Марли, лишая страну ещё одного титана — Молотоборца. Однако при отступлении островитяне обнаруживают на борту украденного дирижабля «зайцев» — Габи и Фалько.

Если Эрен многих зрителей просто раздражал, то Габи хватило одного поступка, чтобы стать самым ненавидимым персонажем «Атаки титанов»

Чужой среди своих

Далее история возвращается к старым героям. Оказывается, за четыре года многое изменилось. Элдия, как теперь зовут свою родину жители острова, заручилась поддержкой сочувствующих марлийских солдат, выходцев из других стран, порабощённых сверхдержавой. Они построили порт и ведущую к нему железную дорогу — благодаря совместным усилиям прогресс ускорился. К работе привлекли и пленных разведчиков марлийской армии. Также помощь пришла с далёкого востока — азиатский клан Адзумабито поделился новыми подробностями происхождения Микасы.

Изменилась и обстановка в армии. Человечество разошлось во мнениях, как использовать Дрожь земли на благо Элдии. Набирает обороты движение йегеристов — по их мнению, Эрен с Зиком должны встретиться, соприкоснуться и активировать силу, которая сотрёт в порошок всех врагов. Чтобы этого не допустить, их обоих держат в плену, а Зика капитан Леви охраняет лично.

Тем временем Габи и Фалько удаётся ускользнуть из тюрьмы и попасть в глухую деревушку, где до них доходит осознание ужасов войны

Несколько серий мы наблюдаем, как два лагеря плетут интриги. Несмотря на все попытки разведкорпуса раскрыть план Эрена и Елены (главы солдат-добровольцев и последовательницы Зика), йегеристам удаётся исполнить задуманное — генерала Заклая (помните его любимое кресло для пыток?) подрывают в собственном кабинете, а всё командование берут в заложники. В то же время Зик сталкивается с Леви в новой смертельной схватке, а Эрена на пути к брату внезапно встречает отряд «воинов», готовый сорвать его планы.

Так что же получилось?

По мнению зрителей (читатели манги, крепитесь!), самый крупный сюжетный поворот уже позади, и тайна внешнего мира раскрыта. Но авторы не спешат столкнуть две армии в последней опустошающей битве. Первая часть нового сезона выглядит как своеобразная передышка перед финалом.

Но это вовсе не плохо. Хадзимэ Исаяма нарочно делает затяжной перерыв между битвами и углубляется в раскрытие мира и персонажей. На смену эпическим сражениям приходит нагнетание атмосферы, усложнение интриги и раскрытие конфликта с доселе неизвестной стороны. В этом «Атака титанов» становится похожа на ещё один важный сериал 2010-х — «Игру престолов». Сейчас в «Атаке» как никогда много важных героев — интересно, как они будут взаимодействовать. Чёрт, да у них даже свои тайные чаепития есть!

Сериал наконец-то ответил на один из главных вопросов — «А кто же враг?». Врагом оказались не монстры и не люди, но идеология. Если проследить за всеми событиями сезона, можно увидеть, что конфликты всегда провоцируют фанатики, слепо верящие в свои идеи. Что на Парадизе живут чудовища. Или что только один человек приведёт всех к светлому будущему.

Неудивительно, что авторы прибегли к параллелям с ужасами Второй мировой и холокоста. Сложно не вспомнить нацистов, глядя на марширующих марлийских солдат, военные цеппелины и падающие бомбы в новом опенинге. А элдийцы живут в зонах интернирования и носят отличительные повязки на руках. При этом не похоже, что сериал пытается что-то сказать по поводу реальных событий. Скорее он берёт узнаваемые образы и на их основе создаёт свою уникальную историю о том, как фанатизм и национализм влияют на сознание людей через коллективную травму. Элдийцы, марлийцы и жители других стран не могут забыть о старых обидах. А местный аналог ядерного оружия в виде титанов и конкретно Дрожи земли углубляет конфликт.

Передать всю тяжесть ситуации сериалу помогает потрясающая галерея персонажей. На Райнера давит всепоглощающее чувство вины. Молодые кандидаты в «воины», зажатые в тиски военной машины, выполняют самые сложные и абсурдные приказы, лишь бы не оказаться бесполезными и не поставить свои семьи под угрозу уничтожения. Этот страх отлично передаётся, к примеру, в сцене, где Фалько быстро проговаривает пропагандистскую присягу Марли. Особенно сильно меняется Зик. Из опасного врага, уничтожившего почти весь разведкорпус, он на протяжении сезона становится чуть ли не самым человечным. Авторы прекрасно раскрывают его личную трагедию и даже убеждают, что его план по спасению мира от титанов не так уж и плох.

Зик становится в один ряд с Эреном — за эти годы из него выветрился дух того шумного мальчишки, что грозился убить всех титанов. Он теперь тихий, задумчивый, хотя и по-прежнему чертовски опасный, — как будто уже смирился с геноцидом, который ему предстоит устроить ради достижения цели. Поэтому отдельные сцены с Эреном приносят массу удовольствия. Напряжение во время их разговора с Райнером под аккомпанемент объявления войны в Либерио можно буквально резать ножом. Каждое его появление на экране в этом сезоне предвещает угрозу. Особенно контраст ощущается в сцене из прошлого, где Эрен, вероятно, впервые открывает душу товарищам по отряду.

Ребята из разведкорпуса похорошели внешне. Микасе не очень идёт такая короткая стрижка, но взрослые Жан, Конни и Саша — просто заглядение. Наибольшее потрясение, конечно, возникает, когда видишь их в действии при атаке на Либерио. Впервые ребята предстают не защитниками человечества, но тренированными машинами для убийства, маневренности которых врагам практически нечего противопоставить. К тому же нам дают понаблюдать за их переживаниями и сомнениями в отношении Эрена. По-новому заиграла и Хандзи — приняв от покойного Эрвина роль командира разведкорпуса, она всеми силами старается сохранить лицо армии перед гражданами Элдии и в то же время просчитывать дальнейшие ходы противников.

Капитан Леви всё так же прекрасен и страшен в своих переживаниях о потере товарищей

Заметьте, это далеко не все примеры сюжетных линий, за которыми мы можем наблюдать в новом сезоне. В хитросплетении судеб персонажей готовится игровая доска — на ней они сыграют последнюю партию и выяснят, что такое истинная свобода и какова её цена.

* * *

Первая часть финального сезона «Атаки титанов» ещё дальше уходит от старой формулы, где дети эпично сражаются против монстров. Теперь это большое комплексное высказывание о войне. Авторы перезапускают сериал, показывая зрителям всю подноготную внешнего мира и его обитателей. Враги наконец обретают человеческое лицо, а вот в абсолютной правоте наших героев появляются сомнения. Полный напряжения и вороха интересных сюжетных линий, новый сезон не уступает предыдущим и во многом даже повышает ставки. В конце концов, он подготавливает почву для полномасштабной кульминации, которая ждёт нас в следующей части в январе 2022 года. Остаётся только набраться терпения и дождаться грандиозного финала.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Игровой энтузиаст, аниме-полиция и просто большой любитель Японии

Shingekinokyojin вики — это сообщество, где каждый может внести вклад. Открывайте, делитесь и добавляйте свои знания!

Популярные статьи

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ВИКИ ПО МАНГЕ «АТАКА ТИТАНОВ»

Подробнее

Материалы сообщества доступны в соответствии с условиями лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Сериал как раз вышел на финишную прямую.

До завершения сериала «Атака титанов», который стартовал ещё в 2013 году, осталось несколько месяцев — сейчас транслируется финальная половина последнего сезона. Всего в «Атаке титанов» 76 серий, каждая идёт около 24 минут — на просмотр уйдёт несколько дней. Легально шоу можно посмотреть на «Кинопоиске», куда его добавили перед финалом.

Сериал вошёл в книгу рекордов Гиннеса как самое востребованное анимационное телешоу не просто так. Рассказываем, почему вам стоит его посмотреть.

Мир, полный тайн

Сюжет оригинальной манги и сериала не стоит спойлерить и, в целом, до просмотра лучше знать о нём как можно меньше. Так что мы обойдёмся лишь описанием зачина истории.

Согласно завязке, сто лет назад человечество было практически полностью уничтожено кровожадными созданиями — титанами, которые похожи на людей, но лишь отчасти. Они полностью голые, гениталии отсутствуют, внешность вроде бы человеческая, но двигаются они иначе, а различные части тела гипертрофированы. Словом, эффект зловещей долины.

Титаны не нуждаются в пище, но целенаправленно охотятся за людьми и поедают их без каких-либо эмоций. Большая часть из них ведут себя подобно зомби, но бывают и особи, которые действуют вполне разумно. В общем и целом, всем своим естеством они внушают ужас — «Атака титанов» отчасти хоррор.

Остатки человечества укрылись от титанов за высокими стенами: их территория поделена на несколько сегментов, каждый из которых также обнесён стеной. Выжившие люди никогда не видели моря, снега или пустыни — они прозябают в своём небольшом мирке, которым правят монарх и церковный культ. Лишь корпус разведки отправляет свои отряды за стены, чтобы узнать о титанах больше и быть готовыми к вторжению.

Вторжение случается в первой же серии: у стены появляется колоссальный титан, а бронированный выламывает ворота и впускает обычных зомби-титанов в первый город — Сигансину. В тот момент человечество наконец вспоминает об опасности быть пожранными, но оказывается уже поздно — титаны начинают полноценное вторжение, причём целенаправленно и с определённой тактикой.

В плане загадок «Атаку титанов» можно, пожалуй, сравнить с сериалом «Остаться в живых» в лучшие его сезоны. Почти каждую серию зрителю подбрасывают новые крохи информации об этом удивительном мире, где всё оказывается не таким, как думается сначала, а тайн становится всё больше.

Кто такие титаны и откуда они вообще взялись? Почему некоторые из них действуют разумно? Кто на самом деле построил стены вокруг остатков человечества? Что находится за стенами? Вопросов всё больше, а интерес подогревается постоянно. Стоит быть готовым и к предательствам, ведь как известно, самые страшные существа в мире — это люди.

Отличный экшен и тактика битв

Боевые сцены в «Атаке титанов» стремительны: армия людей пользуется особенными приводами, которые позволяют солдатам быстро перемещаться по городам и лесам на особых тросах. В бою с титанами они пользуются клинками — чтобы убить титана, нужно нанести точный удар по его шее.

Как правило, сражения проходят в интересных, насыщенных разными объектами локациях, и одно не похоже на другое. Армия людей часто оказывается в новых для себя условиях — как удобных, так и не очень. По манге и сериалу получилась бы хорошая тактическая игра.

В ресурсах человечество сильно ограничено, поэтому на первый план выходит тактика. Каждая большая битва растягивается на несколько серий и тщательно планируется. Особенно это касается второго сезона, когда полем битвы оказываются открытые пространства, где на приводах особо не полетаешь.

Причём первую скрипку играют не солдаты (которых часто используют в качестве разменной монеты), а генералы — зрителю показывают схемы ведения боёв и активно погружают в принципы ведения войны. В середине каждого эпизода текстом с иллюстрациями рассказывают о различных гаджетах, приёмах и техниках ведения сражений — в такие моменты шоу хочется ставить на паузу, чтобы не упустить важные подробности.

Эпичность и пафос

Настрой сериала прекрасно демонстрирует опенинг первой половины первого сезона — пафосный и зрелищный.

Однако эпичность «Атаки титанов» не строится по лекалам подростковых аниме, где герои выкрикивают названия ударов и разглагольствуют, стоя в картинных позах. Местный пафос очень быстро переходит в сущий кошмар — война здесь вполне реальна, кровава и ужасна.

Пожалуй, «Атака титанов» — один из самых зрелищных и масштабных сериалов последних десяти лет. И дело не только в гигантомании: местный мир хорошо прописан и спроектирован, зритель всегда точно понимает, что и как устроено.

Ужасы войны

«Атака титанов» — достаточно жестокий сериал. Поначалу кажется, что главные герои будут планомерно побеждать, зачитывая пафосные речи об уничтожении титанов, но это ощущение рушится в первой же серьёзной битве. Умирают все: и гражданские, и военные. Никогда точно не знаешь, чем закончится то или иное сражение — разве что трупов наверняка будет много.

Не защищены от смерти и герои первой значимости — здесь «Атаку титанов» можно сравнить уже с «Игрой престолов». Ну а те, кому повезёт выжить, будут сидеть в углу, в ужасе обхватив голову руками.

К чему стоит быть готовым

  • Тайны «Атаки титанов» заканчиваются, когда главный герой посещает подвал своего отца — дальше начинается путь к финалу. И этот момент становится переломным: как для персонажей, так и для зрителя. Тут всё зависит от ваших ожиданий и теорий, которые вы построите в процессе просмотра, но лучше быть к этому готовым.
  • Порой герои сериала долго рефлексируют о прошлом и своей мотивации: в такие моменты есть шанс заскучать. Однако случается это не так часто, и за такой рефлексией, как правило, следует нечто эпичное.
  • Завершение манги многим фанатам не понравилось. Однако стоит иметь в виду, что речь идёт о читателях, которые следили за этой историей годами. Если вы посмотрите сериал запоем и целиком, то финал может произвести хорошее впечатление. К тому же, в аниме его могут немного поменять или расширить.
  • Сюжет повествует не только о борьбе людей с титанами, но и о противостоянии людей с людьми. Будьте готовы к тому, что в определённый момент эпические бои с гигантами уступят человеческим интригам — что, впрочем, ничуть не менее интересно.

Несмотря на то, что шоу начало выходить в 2013-м, эпизодов в нём не так много — это не «Наруто» и не Dragon Ball. Смотрится «Атака титанов» запоем, сюжет почти не провисает, а филлерных эпизодов нет, так что своего времени сериал совершенно точно стоит.

«Атака титанов» — популярнейшая аниме-франшиза последнего десятилетия, снятая в жанре подросткового постапокалиптического фэнтези. Но не спешите закрывать вкладку, здесь все не так просто.

Буквально с каждым новым сезоном «Атака титанов» нарушает все мыслимые законы своего примитивного жанра и в итоге оказывается сложнее и закрученнее, чем вообще можно себе представить. В первоначальную постапокалиптическую драму постепенно вплетается качественный экшен, детективные мотивы и даже политическое фэнтези.

Пожалуй, «Атаку титанов» справедливо можно сравнить с отгремевшей «Игрой престолов» с той лишь разницей, что западный сериал максимально разочаровал фанатов своим финалом и невнятными, ничем не обоснованными твистами (Дейенерис Таргариен, обезумевшая по щелчку пальцев). Аниме же с каждым новым сезоном только держит марку, к финалу добавляя все новые и неожиданные сюжетные повороты. К апрелю 2021 года создатели выпустили первую половину последнего сезона, а финальная премьера назначена на январь 2022-го.

Создатель «Атаки титанов» Тэцуро Араки — режиссер культового аниме «Тетрадь смерти», которое совсем недавно пытались запретить в России. При разработке образов самих титанов он вдохновлялся работами испанского художника Франсиско Гойи, самая знаменитая картина которого — «Сатурн, пожирающий своего сына». Художник вообще питал особую любовь к великанам, и эти чувства целиком и полностью разделил японский режиссер.

Мир «Атаки титанов» наполнен отсылками к скандинавской мифологии, историческим событиям, фантастическим фильмам и играм. Так как необычный сеттинг стал одной из причин популярности данной манги, давайте взглянем на то, чем вдохновлялся автор при его создании. Разумеется, что без многочисленных СПОЙЛЕРОВ здесь не обойтись, так что тем, кто не дочитал мангу, читать на свой страх и риск.

Титаны

Титаны — заглавные персонажи манги, интересны уже тем фактом, что сочетают в себе элементы зомби (типичных существ для западной культуры), кайдзю (типичных существ для японской культуры) и мех (огромные боевые человекоподобные машины ). История их происхождения одна из основных загадок манги.

На задумку манги повлияло многое. Первым хочется отметить случай из жизни самого Исаямы. Работая в интернет-кафе он столкнулся с изрядно выпившим клиентом. Человек говорил нечленораздельно, плохо контролировал свои движения и вел себя довольно агрессивно. Тогда мангака осознал, насколько страшным существом может быть обычный человек и как трудно может быть взаимодействовать с кем-то, несмотря на то, что вы представители одного и того же вида.

Но простой человек — недостаточно впечатляющая угроза для страны, придумавшей множество невероятных гигантских монстров — кайдзю, породивших целое направление в японском кинематографе.

В одном из интервью Исаяма отметил:

Я бы сказал, что фетишизирую чудовищ кайдзю вроде Мотры, Годзиллы и титанов из «Навсикаи». Я был одержим уродливыми монстрами с самого детства – причем не только кайдзю, но и вообще всем огромным. Например, таким, как Tokyo Skytree.

Хадзимэ Исаяма, Мангака

Башня Tokyo Skytree

Также на вопрос о фильмах Сюсукэ Канэко «Гамера» периода Хэйсэй, он сказал, что с удовольствием смотрел их все.

Более того, именно фильм «Гамера: Защитник Вселенной» вдохновил меня на создание гигантов-людоедов. Пожирание людей там было изображено настолько правдоподобно, что я задумался над тем, можно ли такое кино показывать детям.

Гамера: Защитник вселенной (1995)

Соединив людей и кайдзю, мы получим неприятных врагов. В японских мифах не нашлось место гигантам. Тогда автор обратился к германо-скандинавской мифологии, где важную роль играют Йотуны (в переводе с древне-скандинавского — обжоры). Это древние исполины, правнуки Имира и первые обитатели мира. Они являлись стихийными представителями природных сил, врагами асов и людей, но при этом были также хранителями древней мудрости.

Часто среди источников вдохновения называются работы Франсиско Гойи, изображающие гигантов.

«Сатурн, пожирающий своего сына» (1819-1823) и «Колосс» (1812) испанского художника Франсиско Гойи

Атака титанов имеет множество параллелей со скандинавскими мифами. Имир и йотуны, древо Иггдрасиль, Рагнарек — все это находит отражение в манге.

Мировое древо Иггдрасиль — исполинский ясень, который покоится на трех корнях и соединяет девять миров. Тут мы вспоминаем силу Девяти особых титанов, передаваемую в течение 2000 лет среди народа Имир и троих дочерей Имир — Марию, Розу и Сину.

Само число девять считается числом Одина и часто упоминается в скандинавских легендах. Хеймдалль, охраняющий Радужный мост, был рожден девятью женщинами. Бог Фрейр был создан для того, чтобы воздержаться от женитьбы на Герде в течение девяти дней. Один, повесившийся на ветке Иггдрасиля и девять ночей вглядывающийся в темные воды .И великая битва Тора против змея во время Рагнарёка, оканчивающаяся тем, что Бог Грома спотыкается на девять шагов, прежде чем упасть замертво.

Иггдрасиль неоднократно послужил вдохновением для Исаямы

Несмотря на сходство титанов с зомби, сам мангака мало интересуется жанром зомби-апокалипсиса. Первым знакомством с ним для него стал «Resident Evil». Исаяма заявлял, что ему больше нравятся истории о призраках, чем о зомби – такие, как «Паранормальное явление», которые не заставляют подпрыгивать от страха, а приводят в ужас постепенно.

Стены

В первой же главе нам демонстрируют то, благодаря чему люди спокойно живут своей жизнью, не беспокоясь о титанах — Стены. Стены, как и титаны, появились еще в первом one-shot (Shingeki No Kyojin Chapter 0). Только в первой версии, это была стена из гигантских деревьев.

Позже стены стали каменными. В манге их три и они окружают территорию, куда Первый Король сбежал со многими его подданными из Элдии и защитил их от титанов, которые господствуют над остальной частью острова.

Что послужило источником вдохновения для этих стен? С одной стороны собственное детство Исаямы, проведенное в окружении горных цепей. С другой стороны, можно снова вспомнить скандинавские легенды и стену вокруг Асгарда, которая была построена великаном.

В мифе рассказывается об исполинском каменщике из Йотунхейма, который предложил Асам постройку стены за год в обмен на солнце, луну и Фрейю. Позже боги поняли, что лучше оставить стену недостроенной, чем дать пришельцу награду, так как без солнца и луны мир погибнет.

Тут в дело вмешался Локи и помог асам обмануть каменщика, превратившись в кобылу и соблазнив коня великана, помогавшего ему строить стену. Миф заканчивается сценой, где обманутый великан швыряет в асов гигантские камни, после чего умирает от молота Тора. Стены Асгарда вскоре достроили сами боги.

Вероятно, еще одним источником вдохновения мог послужить город Нёрдлинген (Nördlingen) — небольшой город на западной границе Баварии, интересный своим хорошо сохранившимся центром, полностью окружённым крепостной стеной.

Персонажи

Что касается персонажей, то источники вдохновения мангака зачастую прямо называет в интервью.

Леви я создал совершенно случайно, когда рисовал от скуки какие-то наброски. Я как раз посмотрел «Watchmen»; Роршах никак не выходил у меня из головы, и я решил, что попробую создать похожего на него персонажа на основе тех зарисовок.

Я любил монстров с раннего детства; чуть позже у меня проснулся интерес к боевым искусствам. Есть один боец смешанных единоборств, который мне нравится. Его зовут Алистар Оверим. У него небольшое лицо и очень развитые мышцы шеи и плеч, придающие ему пугающий вид. Именно он вдохновил меня на создание Зверотитана. Кроме того, обезьяны вообще страшные – особенно из-за того, что так похожи на людей.

Вообще-то источником вдохновения (титана Колосса) для меня послужил самоучитель по рисованию человеческих тел – «Рисование за 30 секунд» (30-Second Drawing). Изначально у Колоссального титана должно было быть каменное тело с растущими отовсюду зубами, но потом я решил, что мышцы выглядят круче.

Сюжет

И наконец от эстетики и персонажей мы переходим к сюжету и для начала внимательно посмотрим на сам Парадиз — место действия большей части манги.

Может кому-то покажется, что автор схалтурил и просто отзеркалил привычную нам карту мира. На деле же это прямая отсылка к тому, что послужило одним из основных источников вдохновения для сюжета манги.

Итак, план «Мадагаскар». Первые идеи об «очищении» Европы путём принудительного выселения евреев на Мадагаскар завёл Пауль де Лагард еще в далеком 1885 году. Намного позже уже в 1920-е годы данное предложение снова всплыло в активных обсуждениях различных антисемитски настроенных деятелях.

Перед второй мировой среди польских националистических сил возник политический лозунг «Евреев на Мадагаскар!» сразу после того, как французский министр заморских территорий Мариус Муте предложил передать остров Польше.

Перемирие с Францией летом 1940 года открыло нацистам возможность потребовать у побеждённой державы предоставления Мадагаскара для создания своеобразного «супергетто». После начала Второй мировой войны, когда Германия оккупировала сначала Польшу, а затем и Францию, уже Третьим рейхом разрабатывался «мадагаскарский план».

Но мысли о данной историчской параллели посетят читателей только ближе к финалу, когда главные герои наконец попадут в подвал семьи Йегеров и узнают ответы на свои вопросы.

Вторым источником вдохновения для мангаки стала визуальная новелла Muv-luv. Прямых цитат и отсылок к ней в Атаке титанов столько, что Исаяма публично попросил прощения у автора, который даже стал его другом.

Больше отсылок и цитат к Muv-luv вы можете найти в статье «Теория вероятности альтернативного финала аниме Атака Титанов» по ссылке:

Одним из ранних источников вдохновения мне послужила игра для взрослых «Muv-Luv Alternative», в которой пришельцы вторглись на Землю, и люди, даже оказавшись на грани уничтожения, продолжили бороться друг с другом. Игра вышла с внушительной брошюрой. Во вселенной игры Япония вышла победителем из Второй мировой войны и сохранила империализм, а евразийский континент оказался оккупирован инопланетянами, что сделало Японию фронтом сопротивления

Здесь у нас и альтернативная история, и мехи, и монстры, активно истребляющие человечество. На основе игры также были выпущены 3 серии манги, ранобе и аниме-сериал, выпущенный студией Satelight, подарившей нам Fairy Tail и Hellsing: Ultimate.

Любой творческий человек черпает вдохновение во всем, что его окружает: в жизни и работе, в книгах и фильмах, в знакомых людях. Когда я смотрю или читаю понравившееся мне произведение, мне всегда интересно, что натолкнуло автора на его создание, на ту или иную мысль и идею. И я стараюсь искать эту информацию, ведь зачастую это позволяет намного лучше понять все то, что автор вложил в него и хотел выразить.

Однажды Хадзимэ Исаяма сказал: «Мне бы хотелось, чтобы другие люди взяли эту вселенную, используя свой собственный подход, и создали то, что не смог создать я. Мне бы хотелось, чтобы гиганты-людоеды стали самостоятельным жанром, таким же, как зомби-апокалипсис». И знаете, я бы тоже хотел, чтобы появились другие интересные и разнообразные интерпретации этой идеи.

Конечно, я нашел далеко не все источники вдохновения мангаки. На него несомненно повлияла история родной страны, сама японская культура и многие другие мангаки. Если при просмотре/чтении вы тоже находили интересные параллели с реальностью, историей и другими произведениями, напишите об этом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
CompSch.com