Почему нас пугают роботы и куклы-убийцы?

Содержание

Почему нас пугают фотореалистичные персонажи и андроиды

Если вид героев фильма «Кошки» или робота Софии вызывает у вас тревогу или отвращение, знайте: вы не одиноки.

«Шрек» — культовый мультфильм, любимый миллионами зрителей по всему миру. Но на тестовом показе вместо смеха в зале детские крики и плач. Маленьких зрителей до ужаса напугала принцесса Фиона: героиня была нарисована очень правдоподобно, однако её эмоции и мимика не всегда были похожи на человеческие. Чтобы дети могли наслаждаться картиной, не испытывая панику, перед выпуском ленты в прокат рисовку сделали более мультяшной. Так создатели избавились от эффекта «зловещей долины».

Что такое эффект «зловещей долины»

Гипотезу о существовании такого феномена выдвинул японский робототехник Масахиро Мори. В 1970 году в эссе для журнала Energy он , что люди испытывают симпатию к роботам, игрушкам и другим похожим на них объектам. Но только до определённого момента. Когда неживое обретает слишком много человеческих черт, могут возникнуть волнение, страх и беспокойство.

На такие рассуждения Мори натолкнул личный опыт. Он с детства восковых фигурок людей, а когда учёные начали создавать механизированные протезы рук, испытал подобное чувство и к ним. Для демонстрации своей гипотезы Мори линейный график, в котором сравнивает зависимость между схожестью различных объектов с человеком и уровнем симпатии к ним.

Изображение: Wikimedia Commons

  • Кривая начинает расти из нулевой точки, примерно на старте находятся промышленные роботы. К ним у людей симпатии немного, потому что они лишь забирают функции человека, но не повторяют его визуально.
  • Кривая растёт, на ней появляются роботизированные игрушки и не слишком правдоподобные андроиды вроде С‑3РО из «Звёздных войн». Они нравятся людям чуть больше.
  • Затем начинается «зловещая долина» — зона, сущности из которой могут тревожить. Кривая здесь уходит вниз, в какой‑то момент уровень симпатии становится отрицательным. В эту зону попадают протезы, марионетки, театральные маски и реалистичные человекоподобные роботы. Сюда же Мори отнёс трупы людей и зомби.
  • За опасной зоной находится настоящий живой человек. В теории туда может попасть и какой‑нибудь очень качественный и максимально правдоподобный андроид, но пока таких ещё не создали.

Цифровых аватаров и CGI‑персонажей из фильмов и игр на графике нет, потому что рисовался он давно. Но к ним эффект «зловещей долины» тоже применим — и история с перепугавшим детей «Шреком» не единственное тому доказательство. Например, фильм «Последняя фантазия: Духи внутри» 2001 года тоже зрителей понервничать: мимика героини там никак не клеилась с фотореалистичной анимацией.

После выхода публикации необычную гипотезу просто проигнорировали. В эссе шла речь о гуманоидных роботах, а в 70‑х это направление было непопулярным: разбираться в принципах создания андроидов никому не было интересно. Внимание к труду Мори проявили только в XXI веке, тогда же эффект «зловещей долины» решили попробовать доказать. Исследования , например, в Канаде, США и Финляндии. Учёные пришли к выводу, что одного только сходства с человеком для появления эффекта «зловещей долины» не достаточно.

Что делает человекоподобных существ страшными

Кадр из мюзикла «Кошки» (2019)

Сами по себе андроиды, управляемые куклы или фотореалистичные персонажи пугают не всегда. В статичном положении они скорее вызывают страх у тех, кто уже имеет соответствующие фобии. Чтобы беспокойство возникло у большинства людей, нужно кое‑что посерьёзнее — нестандартное для человека поведение или признаки.

  • Мимика. Как слишком активная вроде беспричинно вытаращенных глаз или широко открытого рта, так и скудная или заторможенная. В 2014 году британские учёные с помощью эксперимента , как это работает. Детям в возрасте от 9 до 11 лет попеременно показывали видео с реальными людьми и с лицами, созданными с помощью компьютерной графики. Среди последних были и полностью анимированные, и те, у которых брови, лоб и глаза оставались неподвижными. Персонажей с частичной мимикой дети посчитали особенно странными и недружелюбными. Полностью неподвижное лицо также может считываться мозгом как тревожный сигнал, если человекоподобное существо двигается или разговаривает.
  • Механическая речь. Помехи, синтетическое звучание или эхо, словно звуки доносятся из трубы. Кстати, может быть и обратная ситуация: недостаточно правдоподобный робот с человеческим голосом тоже напугать.
  • Неестественные движения конечностей. Резкий руки, несгибающиеся при ходьбе колени, поворачивающаяся на 180 градусов голова.
  • Странные сочетания черт. в поведении или внешности чего‑то характерного не человеку, а другим существам. Например, слияние с животным, как в экранизации мюзикла «Кошки» 2019 года: не зря у фильма целых шесть с премии «Золотая малина».

Некоторые исследователи также , что эффект скорее стоит называть не долиной, а утёсом или стеной, потому что отторжение человекоподобной сущности возникает резко, а не постепенно. Сделать такого персонажа отвратительным способно любое незначительное изменение, после чего симпатия к нему упадёт вниз словно с крутого обрыва.

Откуда берутся тревога и беспокойство

Эффект «зловещей долины» пока изучен и доказан не до конца. И единого мнения о природе реакции среди исследователей нет. Однако есть несколько гипотез о том, что порождает неприятные переживания.

Трудности с идентификацией

Когда мы встречаем кого‑то или что‑то новое, мозг это и пытается отнести к какой‑то знакомой ему категории. Гуманоидная сущность способна поставить его в тупик. Внешние признаки говорят, что это живой человек, а поведение заставляет сомневаться. Внутри мозга начинаются дебаты, которые и выливаются в психологический дискомфорт.

Страх неизвестности

Нам сложно представить, как поведёт себя незнакомая сущность и будет ли она дружелюбной. Из‑за этого естественное напряжение и чувство страха. С такой реакции мозга часто создатели фильмов ужасов, добавляя в сюжеты человекоподобных антагонистов, например Слендермена, куклу Аннабель или клоуна из «Оно».

Отсутствие эмпатии

Чтобы испытывать её, человеку нужно понимать эмоции и мотивы другого. Но считать их с робота может быть непросто. В результате тревожно и дискомфортно.

Сами человекоподобные сущности тоже не способны к проявлению эмпатии, а это на людей отталкивающе. И снова появляется страх неизвестности: если кто‑то не реагирует на действия или слова привычным образом, то и в других случаях может повести себя неадекватно.

О такой природе эффекта «зловещей долины» говорил и сам Мори. , что человек может воспринимать неодушевлённую, но похожую на себя сущность как нечто мёртвое или умирающее. Поэтому мозг способен считать её потенциальным источником болезней или просто чем‑то неприятным и отталкивающим.

Как избежать эффекта «зловещей долины»

Изобретателям роботов и создателям компьютерной графики важно, чтобы андроиды или персонажи на экране не были пугающими и отталкивающими, ведь от их привлекательности зависит коммерческая успешность продукта. Для этого можно выбрать один из двух путей.

Отказаться от фотографической точности

Одно из первых исследований эффекта «зловещей долины» говорит, что порой отвращение и ужас могут быть с некачественным дизайном — сущность просто плохо изображает человека. Стремиться довести внешность робота или персонажа до идеальной копии не обязательно: справляться со своими функциями они могут, даже если выглядят абстрактно или мультяшно.

Допустим, японский робот , которого предлагали использовать как помощника в офисе или общественных местах, напоминает человека только частично: у него есть торс, руки, голова, а вместо ног — колёсики. При этом «тело» не покрыто киберкожей — оно глянцевое и белое. А на «лице» отсутствуют нос и брови — их компенсируют большие глаза. Кстати, люди глазастых существ крайне милыми.

С CGI‑графикой это тоже работает. Например, аватары в метавселенных, персонажи в играх серии The Sims или герои мультиков Pixar не копируют внешность реальных людей полностью и потому не вызывают отторжения.

Попробовать преодолеть зону неприязни

Этот способ сложнее. Сущность должна быть настолько похожей на человека, чтобы мозг не замечал разницу и воспринимал объект как своего сородича. Нужно довести до идеала и внешность, и движения. А в дизайне должны быть использованы максимально приближенные к реальности материалы и текстуры.

Андроидов, преодолевших долину, пока нет. Хотя робот , умеющая анализировать поведение и эмоции собеседника с помощью ИИ, к границе приблизилась. А вот у CGI успехи есть. Так, от реальных людей сложно отличить некоторых диджитал‑инфлюенсеров, которые снимаются в рекламных кампаниях и ведут аккаунты в соцсетях, например, или . Цифровое происхождение не мешает им выглядеть доброжелательно и находить контакт с сотнями тысяч подписчиков.

Почему нас пугает человекоподобный робот

Вы когда-нибудь чувствовали странную тревогу, глядя на реалистичных человекоподобных роботов на вирусных видео? Или боялись Железную няню из «Смешариков», хотя точно не могли объяснить, чем она так пугала? Или до сих пор не можете спокойно смотреть на Момо? Если что-то из этого вам знакомо, то поздравляем — вы испытали эффект «зловещей долины». Рассказываем, что это такое.

Концепция «зловещей долины» описывает чувство страха, которое человек испытывает при столкновении с существом, чей статус живого или мертвого, человека или машины, реального или нереального невозможно сразу определить.

Механическое VS живое

Впервые термин «зловещая долина», или «uncanny valley», был введен робототехником Масахиро Мори. Он заметил, что мы можем испытать глубокий дискомфорт при взаимодействии с неким неодушевленным субъектом, сильно похожим на человека.

В 1970 году в японском журнале Energy была опубликована статья «Букини но тани», переведенная британским искусствоведом Джасией Райхардт в 1978 году как «Жуткая долина». В этой статье Мори заметил, что наша реакция на человекоподобных роботов в какой-то момент резко меняется от симпатии к отвращению.

Когда сходство машины и человека возрастает до критической точки, очень близкой к человеческой, возникает так называемая «долина» сильных негативных чувств сродни тем, которые провоцируются у человека видом трупов или зомби.

На сегодняшний день ученые до сих пор не пришли к единому мнению, почему мы так не любим гиперреалистичных роботов. Есть множество гипотез, которые постоянно проверяются в экспериментах и сменяют одна другую. Приведем некоторые из них.

Гипотеза избегания патогенов

Согласно эволюционной психологии, эффект «зловещей долины» может быть связан с базовой эмоцией отвращения или страха, развившейся в процессе эволюции как механизм избегания патогенов.

Недостатки во внешности или поведении роботов вызывают у нас отвращение, потому что заложенный эволюцией механизм избегания патогенов распознает эти недостатки как признаки заболеваний или психической нестабильности, которых следует избегать для успешного выживания.

Гипотеза нарушения ожидания

Когда Масахиро Мори объяснял работу «зловещей долины», он приводил в пример протез руки. На первый взгляд он казался реальной конечностью, но вызывал страх, когда из-за низкой температуры и отсутствия мягких тканей люди понимали, что конечность искусственная.

Мори предположил, что это жуткое ощущение было результатом несоответствия между визуальной и тактильной информацией. Так перцептивное напряжение, возникающее из-за противоречивых перцептивных сигналов, может вызывать у человека эффект «зловещей долины».

Человекоподобные существа вызывают чувство отторжения и неприязни у нас потому, что создают стереотипные ожидания о себе, но не соответствуют им — не моргают, странно двигаются или не реагируют на попытки завязать общение.

Гипотеза восприятия разума

Согласно гипотезе восприятия разума, андроиды пугают не потому, что они недостаточно реалистичны, чтобы быть неотличимыми от реальных людей. Напротив, они зловещи, потому что достаточно реалистичны, чтобы предположительно обладать человеческим разумом и субъективным чувственным опытом.

Это приписывание человеческих характеристик и черт нечеловеческим существам очень свойственно людям и называется «антропоморфизм». Хотя андроиды и созданные компьютером графические персонажи все больше становятся похожими на людей, жуткое чувство, которое они вызывают, напоминает людям об их идентичности как роботов, а не как людей.

Различия между роботами и людьми заключаются не только в их внешнем виде, но и в отсутствии человечности — способности чувствовать, планировать и свободно действовать.

При помощи таких изображений ученые измеряют взаимосвязь между степенью нашего недоверия к «околочеловеческим» существам и их внешнему виду (например, размеру глаз).

«Зловещая долина» до своего открытия

Термин «uncanny», или «сверхъестественный, жуткий», выделил еще в 1919 году Зигмунд Фрейд. В английском языке слово «uncanny» возникло в северных и шотландских диалектах со значением «за пределами понимания/знания» и к XVIII веку обозначало странность, ненадежность, ассоциировалось со сверхъестественным.

Аналогичное слово в немецком языке «unheimlich», содержащее слово «домашний», подразумевает отход от домашних или привычных качеств. Другие языки также вносят дополнительные нюансы в неопределимое, паралингвистическое ощущение страха, беспокойства, дискомфорта, которое испытывает человек при виде андроидов, клоунов, манекенов или реалистичных кукол.

О причинах возникновения эффекта «зловещей долины» начали размышлять задолго до того, как был назван сам термин. Так, автор эссе 1906 года «О психологии сверхъестественного» Эрнст Йенч утверждал, что неуверенность в том, «действительно ли внешне живое существо является одушевленным», непреодолимо вызывает сверхъестественное, жуткое чувство, которое сохраняется до тех пор, пока сомнения не разрешатся. Этот эффект может возникнуть случайно, например, если вы приняли пугало за человека, либо намеренно, если автор поставил перед собой такую художественную задачу.

«Зловещая долина» в поп-культуре

Концепция «зловещей долины» с момента своего открытия активно обсуждается, поскольку бросает вызов нашей привычке рассматривать мир в терминах двоичных систем — нового и старого, воображаемого и реального, живого и мертвого, природы и науки, машины и человека.

По мнению исследователя Бритт Сальвенсен, такая популярность «зловещей долины» сегодня указывает на «повсеместную психосоциальную тревогу, которая может быть связана с развитием технологий и, в свою очередь, с репрезентацией их продуктов в медиа.

Проблемы восприятия

Проблемы проверки визуальной информации на подлинность долго остаются нерешенными из-за того, насколько люди доверяют фотографиям и видео, поэтому любые попытки приблизиться к гиперреальному воспроизведению человека могут натолкнуть художников на проблему погружения в зловещую долину.

Печально известным примером тому может послужить мультипликационный фильм Роберта Земекиса 2004 года «Полярный экспресс». Создатели этого фильма достигли впечатляющих результатов, изобразив актеров-персонажей практически полностью реалистично с помощью программ искусственного интеллекта.

Проблема, однако, заключалась в том, что близость визуализации рисованных персонажей к реальности была одновременно и крайне высокой, и в то же время недостаточно высокой для достоверности. Это приводило к психологическому стрессу у зрителей, которые находили персонажей в фильме тревожными. Приводящая в замешательство реакция была настолько сильной, что фильм собрал множество негативных отзывов, несмотря на использование в нем самых современных спецэффектов.

Есть ли способ избежать «зловещей долины» при создании робота?

Возможно, самый правильный путь для робототехников — намеренно давать понять человеку, что он взаимодействует именно с роботом. Лучше всего это делать через более простой и приятный глазу дизайн — милую внешность, как у персонажей мультфильма, в сочетании с механическими признаками вроде металлических деталей и проводов.

С другой стороны, вполне возможно, что через некоторое время мы просто адаптируемся и станем более комфортно относиться к человекоподобным роботам из-за постоянного взаимодействия с ними. Это еще предстоит выяснить.

Текст: Мария Горшкова

О чем речь? Эффект зловещей долины описывает неприязнь людей к антропоморфным искусственным объектам, которая может снижаться при увеличении схожести робота с человеком. Однако в определенный момент такая похожесть дает обратный результат – люди начинают бояться того, кто похож слишком сильно.

На что обратить внимание? Существуют несколько причин данного эффекта. Ученые говорят как о психологических факторах, так и о поведенческих. К последним относится, например, неестественная мимика робота.

В статье рассказывается:

  • Суть эффекта зловещей долины
  • Причины возникновения эффекта зловещей долины
  • Кто подвержен эффекту зловещей долины
  • Что делать с эффектом зловещей долины
  • Как избежать эффекта зловещей долины при разработке
  • Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит: айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains

Суть эффекта зловещей долины

До сих пор феномен «зловещей долины» имеет скорее только практическую доказательную базу, чем научную. Данное понятие uncanny valley effect пришло к нам из английского языка. Под словом «valley» здесь понимается «впадина, углубление, критическая точка». Если данное «углубление» перенести на график, оно будет отображать степень ужаса, который человек испытывает, наблюдая за антропоморфными предметами и объектами (куклами, масками, роботами).

Суть эффекта зловещей долины

Впервые заметил и описал данный феномен психиатр немецкого происхождения Эрнст Йенч. Еще в начале 20 века он пришел к выводу, что ощущение жути и ужаса – это психическое явление, которое возникает при наблюдении в непривычном, нестандартном ракурсе за чем-то очень знакомым, за предметом, который очень что-то напоминает. Йенч связывал данные тревожные переживания с неуверенностью и непониманием, является ли безжизненный объект или предмет одушевленным.

В современном мире понятие «зловещей долины» больше касается области робототехники и искусственного интеллекта. Взаимоотношения «человек – машина» развиваются уже не первый десяток лет. Роботы облегчили и упростили нам жизнь, избавили от тяжёлой и повседневной работы. В середине 20 века, когда взаимодействие машин и человека стало проявляться все больше и больше, учёные-разработчики посчитали, что будет логичнее приблизить внешние данные роботов к человеческим.

Так получились первые андроиды. Предполагалось, что со временем отличить робота от живого существа будет практически невозможно, тем самым человек начнет испытывать симпатию к себе подобным. Именно с таким понимание создавались культовые фантастические фильмы прошлых лет: «Сознание пилота Пиреса», «Эш», «Бишоп», «Чужие».

Это прекрасные примеры картин, где главные герои ощущают на себе эффект «зловещей долины», но по ходу сюжета начинают проникаться и симпатизировать роботизированным персонажам.

Таким образом, японский ученый Масахиро Мори пришел в выводу, что в большинстве случаев машина-робот воспринимается человеком-пользователем очень противоречиво и настороженно. Но чтобы снизить эту враждебность, достаточно максимально приблизить внешнее сходство роботов с людьми. Как оказалось позднее, чрезмерное «одушевление» андроидов и крайне реалистичная внешность также дают эффект отторжения.

Позже Мори заметил, что эффект «нарастающей жути» достигает своей максимальной точки, когда роботизированный объект начинает двигаться.

Сейчас эффект «зловещей долины» активно применяется в компьютерной графике и в компьютерных играх, где создатели стараются смоделировать внешность компьютерных героев таким образом, чтобы они максимально были похожи на реальных людей.

Причины возникновения эффекта зловещей долины

Ознакомившись с предыдущей главой, вы можете усомниться в действительном существовании феномена «зловещей долины». «Ну вспомните того же самого Электроника!» – скажете вы. «Он вызывает даже большее чувство симпатии, чем его брат-двойник Сережа Сыроежкин». Но дело всё в том, что в фильме «Приключения Электроника» обоих героев играют настоящие, живые люди (братья Торсуевы). Никакие роботы в процессе сьемок не были задействованы.

Также отличным примером эффекта «зловещей долины» может послужить очень распространённая в наши дни фобия, которая называется коулрофобией, или попросту страх перед клоунами. Многие дети и даже взрослые боятся клоунов из-за определённой схожести их с человеком и в то же время из-за чрезмерной неестественности и искаженности внешнего вида.

Далее приведены некоторые возможные объяснения эффекта «зловещей долины». В 2009 году эксперт по истории автоматов в науке и художественной литературе Минсу Кан подтвердил, что андроид по своим внешним признакам и внутренним характеристикам занимает положение где-то между роботом и человеком. Обычным людям трудно понять, к какой именно категории относится роботизированный человек. Более того, мы не знаем, чего можно ожидать от непонятного существа. Появляется страх неизвестности.

Согласно психологическим теориям Катрин Миссельхорн, человек обычно испытывает чувство сопереживания к людям, которые попали в неприятную ситуацию, ровно так же, как и он может вызывать эмпатию со стороны других. Это своего рода рефлекторная реакция, заложенная в психику с рождения. Но можем ли мы, находясь в беде, искренне надеяться на сопереживание со стороны робота? Об уверенности в эмпатии здесь не стоит и говорить. Всё та же неизвестность и страх перед будущим.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Анжела Тинвелл в 2011 году, изучая идеи К. Миссельхорн, дополнила их следующим: человек готов и может сопереживать роботизированным людям, но в то же время он понимает, что не следует ждать обратной реакции. Отсутствие эмпатии к людям считается отклонением от нормы. А находиться рядом с психически нездоровым человеком заставить себя трудно.

Причины возникновения эффекта зловещей долины

Кстати, есть небольшие нюансы внешности, по которым вы всегда сможете отличить реального человека от его электронной копии. У людей левая и правая стороны лица практически идентичны, но всё же незначительная асимметрия и различия присутствуют: есть веснушки, родинки, шрамы, неодинаковый разрез глаз, который визуально можно и не заметить. А вот у роботов внешние данные идеально симметричны. Эта искусственная идеальность и вызывает отторжение.

Кто подвержен эффекту зловещей долины

По заключениям психологов и врачей-психотерапевтов эффекту «зловещей долины» наиболее подвержены люди с тревожно-подвижной психикой. Также значительную роль играют культурные особенности и ценности места рождения и проживания. К примеру, японцы повсюду окружены техникой, поэтому внешний вид робота им кажется вполне естественным и даже симпатичным, что не скажешь о жителях западных стран.

Что же сформировало и дало мощнейший толчок к развитию такого явления, как «зловещая долина»? Однозначно, на разум людей повлияли фантастические фильмы о восстании роботов и порабощении человеческой цивилизации.

Удивительный факт. Люди значительно больше доверяют автоматизированным машинам на самоуправлении, чем роботам-хирургам, которые дают практически нулевую процентную смертность во время проведения операций. Так что феномен «зловещей долины» это скорее культурно-массовое явление, пришедшее к нам через искусство и кинематограф.

Для понимания отношения человека к андроиду нужно детально разбирать ситуацию, при которой данные объекты вступили во взаимодействие. Если мы столкнемся с роботом, который выполняет типичные для него задачи, например, такие как производственные или строительные работы, скорее всего мы не почувствуем отторжение к нему. А вот если мы увидим робота-официанта, продавца или няню, такое зрелище наверняка вызовет у нас негатив и отвращение.

Мозг – очень хитрая штука. Он часто заставляет поверить нас в то, что выгодно и удобно именно для него. И распознать истинные мотивы нашего думающего органа довольно сложно.

Кто подвержен эффекту зловещей долины

Учеными подтвержден факт, что эффект «зловещей долины» знаком не только человеку, но и животным. Так, в качестве эксперимента обезьянам-макакам показывали фотографии их соплеменников. Изображения больных, лысых приматов вызывали негативную реакцию. Обезьяны просто отворачивались и не хотели на них смотреть.

Что делать с эффектом зловещей долины

Существует 2 варианта решения проблемы «зловещей долины»:

Избегание

Этот способ, если представить перед собой график Масахиро Мори, подразумевает под собой умение остановиться, не доходя до критической точки реалистичности и правдоподобности.

Только до 18.05

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:

В целом, для качественного выполнения заложенного функционала внешность человека роботу не нужна. Зачем нам человекоподобный сварщик-андроид с руками, ногами и головой, если промышленный манипулятор для сварочных работ обойдется в разы дешевле и выполнит свою спецработу лучше? Компании, занимающиеся разработками и производством робототехники, нацелены на продажу функционального, полезного продукта, а не на отпугивание своих клиентов экспериментальными товарами.

Преодоление

Этот вариант более сложный. Создавая андроида с максимально антропоморфными признаками, человеку предлагается раз и навсегда преодолеть свои страхи перед роботами, похожими на людей.

Сейчас в стадии разработки находится робот-геминоид, который по физиологическим параметрам практически не будет отличаться от человека. Это процесс небыстрый. Лишь через 25-30 лет мы станем свидетелями появления первых 100 % антропоморфных роботов. К концу 21 века начнется массовое производство таких аутентичных машин. Но учитывая влияние религии и нравственных ценностей на развитие науки и технологии, данные разработки могут так и остаться на уровне лабораторных экспериментов.

Как избежать эффекта зловещей долины при разработке

Если есть цель вызвать у зрителей мурашки ужаса, «зловещая долина» справится с этой задачей на 100 %. Если же хочется избежать подобного эффекта, разработчики рекомендуют:

  • Тело должно сочетаться с текстурой, характерной для него. То есть, когда кожа человека покрывается чешуей или шерстью, это вызывает жуть.
  • Фрагменты человеческого тела не должны комбинироваться с нечеловеческими. Зритель точно испугается, если на экране у человека вдруг вырастут рога, копыта или хвост.
  • Внешний вид, поведение, способности персонажей не должны противоречить друг другу. На подсознательном уровне мы знаем все характеристики и возможности человеческого тела, и поэтому, когда вдруг герой фильма начинает бежать с неестественно высокой скоростью, круша стены вокруг, у нас волосы встают дыбом.

Вследствие развития робототехники и тотальной компьютеризации человеческой жизни феномен «зловещей долины» становится все более и более распространённым. Нейробиологи, психологи и социологи по всему миру усиленно изучают данное явление.

Большой интерес к проблеме вызван тем, что существует огромное количество факторов, влияющих на появление эффекта «зловещей долины». Наш мозг – это великая загадка человечества, поэтому всем как можно больше хочется узнать о нюансах его работы. Часто страх обусловлен всего лишь незнанием устройства окружающего нас мира. Поэтому, чтобы находиться в ресурсном состоянии и не позволять мозгу манипулировать нами, необходимо постоянно обучаться, развиваться, самосовершенствоваться.

Времена, когда компания Disney занималась только созданием детских мультфильмов, прошли. Сегодня она выпускает фильмы, сериалы и даже разрабатывает собственных роботов. В парке развлечений Диснейленд есть множество роботов в виде различных персонажей. Например, там можно посмотреть на роботизированного капитана Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря». Только вот на некоторых посетителей он наводит ужас, потому что он очень похож на человека, но при этом его движения очень отрывистые и неестественные. Чтобы люди не испытывали отвращения к роботам, инженеры из Disney Research пытаются сделать их еще более похожими на людей. Недавно они показали самого реалистичного робота среди всех ими созданных. Он, прямо как живой человек, умеет поддерживать с окружающими зрительный контакт и обладает весьма развитым языком тела. Но посмотрите на видео внутри статьи — как вы думаете, почему он все равно наводит страх?

На данный момент робот выглядит так, но его реалистичность заключается совершенно в другом

Роботов в Диснейленде правильнее называть аниматрониками. Так называются механизмы, которые имитируют движения живых существ в фильмах и тематических парках.

Что такое эффект зловещей долины?

О новом роботе было рассказано в блоге Disney Research. Компания Disney уже давно занимается разработкой собственных роботов. Ведь помимо выпуска мультиков, фильмов и сериалов, она владеет огромным Диснейлендом, внутри которого есть множество аттракционов с роботизированными персонажами. Большинство из них имеет «мультяшную» внешность и посетители не испытывают рядом с ними никакого дискомфорта. Но рядом с вышеупомянутым роботом в виде капитана Джека Воробья у людей возникает так называемый эффект зловещей долины. Так принято называть возникновение отвращения и страха при виде человекоподобного робота, который выполняет неестественные для настоящих людей движения.

Робот в виде Джека Воробья в Диснейленде

Важно отметить, что в большей степени речь идет не о движениях рук и ног. Людей больше всего пугает отсутствие у роботов мимики. Чтобы решить эту проблему, инженеры из Disney Research создали робота, который способен к невербальному общению с людьми. В качестве основы они взяли уже существующего робота, но тщательно поработали над подвижностью его шеи, челюсти, губ век, бровей и глаз. На его груди установлена камера глубины, которая следит за тем, на каком расстоянии от робота находятся окружающие его люди. Если какой-то человек подходит близко, он начинает обращать на него внимание. Можно сказать, он общается с людьми при помощи языка тела.

Подробнее об эффекте зловещей долины можно почитать в статье «Когда мы привыкнем к жутким андроидам?»

Новый робот от Disney

На данный момент у робота нет ни имени, ни определенной внешности. Робот без кожного покрова пока страшен сам по себе, но в будущем инженеры явно скроют зубы и остальные внутренности. Роль робота заключается в том, что он — это старик с плохим слухом и зрением, который читает книгу и время от времени отвлекается на проходящих мимо людей. Когда кто-то подходит к нему очень близко, он кидает на него неодобрительный взгляд. Если же человек подходит к нему не в первый раз, робот узнает его и реагирует более дружелюбно. При помощи встроенных датчиков робот распознает движения людей и оценивает, насколько они им заинтересованы. Если кто-то пытается его поприветствовать, он поворачивает к нему голову.

Робот может просто обратить внимание на человека или всерьез им заинтересоваться. В первом случае он просто поворачивает голову в сторону человека и рассматривает. Во втором случае он начинает смотреть на человека с большим интересом и активирует саккады. Так называются быстрые и строго согласованные движения глаз, которые вы можете заметить у другого человека, когда общаетесь с ним. В следующий раз, обратите внимание на глаза собеседника — они обязательно будут совершать резкие движения и это совершенно нормально. Обычно эти движения означают, что человек время от времени смотрит вам в глаза и рот. Созданный инженерами из Disney тоже время от времени смотрит в эти части лица, благодаря чему кажется менее жутким и более человечным.

Но до идеала все еще далеко — создатели робота признают, что он все еще может нагнать чувство ужаса. Это происходит, когда человек приближается слишком близко к его лицу. Обычно у людей при этом слегка косятся глаза, потому что они пытаются сфокусироваться. У робота этого не происходит и он как бы смотрит в пустоту. Скорее всего, разработчики уже пытаются решить эту проблему. Но когда именно созданный робот станет идеальным, пока неизвестно. Логично предполагать, что он появится в Диснейленде, только когда будет полностью готов.

Осторожно, пост заряжен на крипоту.

Грамотно манипулируя тонкостями восприятия, киноделы создают саспенс из ничего. Разбираемся, зачем режиссерам эффект «зловещей долины» и может ли он возникнуть ненамеренно (и почему это так смешно).

Что это вообще такое?

Эффектом «зловещей долины» называют чувство, возникающее, когда что-то очень хорошо притворяется настоящим человеком. Но наш мозг не дурак – он улавливает разницу и сразу посылает сигнал: тут что-то не так. Тут важно понимать, что в дискомфорт нас вгоняет не любой антропоморфный объект, а только тот, который ну совсем чуть-чуть не дотянул до полноценного сходства с человеком.

Сам термин придумал японский инженер Масахиро Мори. В 1970-х он изучал реакцию людей на роботов и понял, что испытуемых пугают слишком очеловеченные андроиды – они вызывают недоверие и даже отвращение.

Это явление ученый назвал bukimi no tani. В переводе на английский получилось uncanny valley − «зловещая долина».

Почему «долина»?

Есть график, на котором видно, как у людей меняется реакция на роботов. Шкала привлекательности плавно растет по мере того, как увеличивается сходство существа с человеком. Но когда правдоподобие становится слишком сильным, линия резко идет вниз.

Это углубление на графике и называют valley − «долиной». А почему она зловещая, вроде бы и без объяснений понятно.

На этом закончим с теорией, ведь практическая часть куда интереснее. Посмотрим, как знаменитые роботы Boston Dynamics демонстрируют навыки паркура:

Одни считают этих ребят милыми, другие – жуткими. Невероятная пластичность роботов в сочетании с чеканными движениями и впрямь вызывает странные эмоции:

Пока большинство, глядя на роботанцы, умиляется, пессимисты отсчитывают дни до робопокалипсиса. Неудивительно, что Netflix воплотил эти фобии в серии «Черного зеркала», где робопсы, подозрительно похожие на детищ Boston Dynamics, отстреливают людей.

Слышали про закусочную Chuck E. Cheese’s? Именно она вдохновила создателя игры Five Nights at Freddy’s (если вы не проходили ее, то наверняка видели ролики со скримерами оттуда). Визитной карточкой пиццерии были танцующие и поющие аниматроники – спонсор психологических травм целого поколения детей.

Страшнее, наверное, были только куклы конкурента – ShowBiz Pizza Place, обогнавшие маскотов Chuck E. Cheese’s по пучеглазости и криповости:

Профессор Стефани Лей, много лет изучающая феномен «зловещей долины», считает, что самыми жуткими кажутся машины, объединяющие веселые лица со злыми глазами, словно робот пытается подавить неприятные эмоции. Возможно, пока это лучшее объяснение, почему нам страшно смотреть на меховых аниматроников с мордами серийных убийц.

Картину Билла Стоунхема The Hands Resist Him вы бы вряд ли повесили в спальне. Даже если не верите в призраков, якобы бонусом идущих к полотну. И дело даже не в привидениях, а в тончайшем искажении пропорций. Взгляните на голову мальчика: макушка плоская, лицо безжизненное. Вам не кажется, что дверь намного больше, чем нужно? Ладошки за ней, наоборот, слишком маленькие. Вместе это запускает мощнейший эффект «зловещей долины», подстегивающий воображение, – чего только не рассказывают о картине в интернете.

Правды в этих историях, как обычно, намного меньше вымысла.

Это человек или нет?

Эффектом «зловещей долины» успешно пользуются игроделы и режиссеры. Они знают – нет способа вернее напугать игрока или зрителя, чем заставить сомневаться, человек перед ним или непонятное инфернальное существо.

Во что поиграть летом? Собрали 8 лучших игр (почти все со скидками)

Масахиро Ито, геймдизайнер первых игр про Сайлент Хилл, – настоящий король «зловещей долины». Все придуманные им монстры немного похожи на людей. Это не только пугает, но и вызывает у игрока дополнительное чувство вины. Раздавать тумаки рядовым противникам легко, а вот странно стонущему антропоморфному существу, которому и передвигаться-то, кажется, больно, – уже не очень.

А вот тот же монстр в фильме. Создатели грамотно подошли к адаптации существ из Сайлент Хилла для экрана: чтобы добавить чудовищам драматического сходства с человеком, их играли реальные актеры и актрисы. Графику же добавляли на постпродакшене, и то немного. Получилось отлично – в меру красиво и тревожно.

Автор хоррор-хитов Джордан Пил великолепно создает эффект «зловещей долины» в «Мы». По сюжету герои встречают своих злых клонов. Но как заставить зрителей поверить в исходящую от двойников опасность? Сделать их почти точными копиями прототипов. И тут очень помогла правильная работа с актерами – от одних только неестественных движений и мимики уже становится не по себе.

Пил также закрыл лицо одному из клонов, убив при этом сразу двух зайцев. Во-первых, еще больше озадачил зрителей. Во-вторых, красиво зарифмовал белую балаклаву Плуто с маской Чубакки, которую в начале фильма носил Джейсон.

Вообще, маска − самый простой способ запустить эффект «зловещей долины». Вот Алекс Гарленд в «Роде мужском» эталонно пугает зрителей маской Мэрилин Монро. Больше, чем пустые глаза и приоткрытый рот, настораживает только абсолютная неуместность этой штуковины в контексте происходящего. На 100% проклято!

Полностью лишенная эмоций маска Майкла Майерса кажется ужасно неприятной. Разгадка снова в эффекте «зловещей долины». Основой для аксессуара стала маска капитана Кирка из «Стартрека». Над ней слегка поработали: стерли брови и бакенбарды, расширили отверстия для глаз и как следует растянули.

Всего пара манипуляций – и вот перед нами уже черт-те что.

Иногда у режиссеров невзначай выходит жуть. Почему?

В нулевые постоянным поставщиком экранного кринжа стала технология motion capture. Она отлично выручает, когда нужно показать фантастическое существо вроде Голлума или дракона Смауга. Но иногда режиссеры теряют чувство меры, и делают при помощи захвата движения целые фильмы. Особенно преуспел в этом направлении Роберт Земекис: за короткий период снял «Полярный экспресс» (2004), «Беовульфа» (2007) и «Рождественскую историю» (2009).

Увы, эти работы производили ужасный эффект на зрителей. Лица актеров под цифровыми масками нагоняли жуть на детей и многих взрослых. Их можно понять: первое же появление Скруджа в «Рождественской истории» пугает больше, чем сцена из фильма ужасов. А мультфильм Стивена Спилберга «Приключения Тинтина» (2011) стоило назвать «Приключения Тинтина в зловещей долине».

Еще один источник нечаянных фейлов – огрехи компьютерной графики.

Как тут не вспомнить про «исчезнувшие усы» Супермена? Дело было так. Во время съемок в «Лиге справедливости» расписание Генри Кавилла пересеклось с проектом Paramount. По контракту актеру нельзя было бриться, поэтому для роли в «Лиге» ему замазали верхнюю губу на постпродакшене. Вышло чудовищно: непрошеный эффект «зловещей долины» превратил Кавилла в призрак Траволты.

Время от времени от эффекта «зловещей долины» страдают live-action ремейки. Например, рисованную утварь из оригинальной «Красавицы и чудовища» (1991) в фильме 2017 года сделали чересчур реалистичной. В результате харизматичные Люмьер и Когсворт превратились в скучные компьютерные модельки. Но по-настоящему пострадали домоправительница миссис Поттс и ее сынишка Чип – ремейк сделал из них монстров, способных выпить душу через чайный носик.

Еще не забыли про наш график? Вот что произошло с бедной миссис:

Завершим путешествие в долину кринжа самым большим кинофейлом всех времен и народов. Неизвестно, о чем думал режиссер «Отверженных» Том Хупер, когда брался за мюзикл «Кошки». И почему он решил вместо того, чтобы просто одеть звезд в костюмы, наложить на их тела CGI.

Уже самый первый трейлер принес фильму статус мемного. А к итоговому результату еще больше вопросов. Почему у кошек есть грудь? Зачем они едят крошечных людей в костюмах тараканов? Где, в конце концов, их гениталии?

И кто эти мышелюди?

Вывод такой: феномен «зловещей долины» – лучший друг режиссеров хорроров. Когда этот эффект применяют с умом, он превращается в тонкий инструмент нагнетания тревоги. В то же время попытки киноделов миксовать элементы CGI с живой игрой в ожидании, что на выходе получится милота, на практике обычно приводят к чему-то вроде «Кошек» − и смешно, и страшно.

5 ваших любимых актеров и актрис, которые прекрасно танцуют и поют

От «мамы!» до «Кэндимена». 8 красивых и страшных социальных хорроров

С тех пор как Карел Чапек придумал термин «робот» в своем спектакле 1920 года, роботы крепко угнездились в научной фантастике. В наши дни они стали научно-техническим фактом, от которого нельзя отказаться. Роботы используются для уборки, строительства автомобилей, деактивации бомб, помощи в хирургии и инвалидам, да и во многом другом. Они более распространены, чем многие из нас могли бы подумать, а в будущем их популяция вырастет еще больше.

Если просто, робот — это машина, которая может выполнять задачи, обычно выполняемые людьми. Некоторые из них управляются операторами, некоторые работают автономно (пока позволяют источники питания). По форме они варьируются от отдельных роботизированных манипуляторов до полноценных гуманоидных тел. Одной из основных целей некоторых робототехников является создание робота, максимально похожего на человека, хотя бы частично, чтобы облегчить естественное взаимодействие между роботами и людьми. Робот, который больше похож на человека, и воспринимается куда лучше.

На сегодняшний день существует уже довольно много андроидов, которые используются в научных исследованиях, вроде Repliee Q2, разработанного Хироши Исигуро из Университета Осаки. Repliee Q2 был создан как телеведущий женского пола, и с первого взгляда его можно принять за человека. Она не может ходить и не обладает сложным искусственным интеллектом, поэтому ее возможности ограничены. Исигуро также создал дистанционно управляемую андроидную копию себя и назвал его Geminoid HI-1, чтобы читать лекции удаленно. Дэвид Хэнсон создал модель андроида, как у Филипа Дика в «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», который может распознавать лица и поддерживать разговор. Хотя ни один из андроидов пока не обладает полной автономией, практически полноценная копия человека обязательно появится в результате этих попыток. Тем не менее по некоторым причинам, когда мы сталкиваемся с роботами, которые слишком похожи на нас, мы находим их отталкивающими и жуткими.

Почему реалистичные роботы пугают нас? Возможно, мы боимся чего-то, что обладает способностями человека, но не обладает сознанием? Или же боимся потерять собственную уникальность? На данный момент ответ кажется более плотским, нежели философским. И заключается он в эффекте «зловещей долины».

Все мы склонны очеловечивать объекты и животных. То есть проецировать человеческие качества вроде интеллекта и эмоций на нечеловеческие вещи, особенно если они все же обладают некоторыми человеческими чертами. Отсюда можно сделать вывод, что вы скорее захотите пообщаться с человекоподобным андроидом, а не металлическим механоидом. По всей видимости, мы чувствуем себя комфортно рядом с роботами, качества которых до определенной точки похожи на человеческие. После этой точки все кардинально меняется. Этот эффект называется «зловещей долиной».

Термин «зловещая долина» придумал Масахиро Мори в 1970 году. Чтобы проиллюстрировать свою идею, Мори создал график, где на оси y был фактор узнавания, а на оси x — степень похожести на человека, и изобразил наше чувство узнавания, или способность идентифицировать, на примере разных роботизированных форм или репрезентаций человека. Промышленные роботы находятся где-то возле точки начала координат, они не выглядят узнаваемыми или похожими на людей. Но после пика возникает внезапный провал в «долину» (где находятся трупы, зомби и протезы), который перерастает во второй пик, изображающий живого человека. С точки зрения Мори, наш уровень комфорта растет, пока качества робота приобретают человеческие формы, но не достигают точки идентификации, в которой человек внезапно перестает узнавать робота и пугается. Роль играют как физическая внешность, так и движения, поскольку нечеловеческие движения сразу отправляют нас в «зловещую долину» (а некоторые фильмы вроде «Сайлент-Хилла» на этом и основываются).

Исследования подтвердили идею Мори, хотя немного модифицировали. Исследователи Карл Макдорман, Роберт Грин, Чи-Чанг Хо и Клинтон Кох из Университета Индианы использовали неподвижные изображения с чертами лиц и текстурами кожи, измененными различными способами, чтобы узнать реакцию респондентов. Ученые выяснили, что уровень жуткости вырастал, когда лица отклонялись от нормальных человеческих пропорций, а текстура кожи была реалистичной, но возвращался обратно, когда реализм кожи уменьшался. Эти результаты указали на то, что виновником может быть несоответствие между пропорциями и реалистичностью деталей.

В ходе исследования Айше Пинар Сайгин, Тьерри Чеминейда, Хироши Исигуро, Джона Драйвера и Криса Фирта использовался движущийся робот (Repliee Q2), который показал, что эффект «зловещей долины» может быть вызван расхождением между нашими ожиданиями и реальностью в плане внешнего вида и движений андроида. Исследователи делали функциональную магнитно-резонансную томографию участникам, пока те просматривали серию видео с Repliee Q2 (тем же андроидом, но без «кожи») и живым человеком, которые выполняли одинаковые действия. Мозги участников весьма похоже реагировали на человека и механизированного робота. Но при наблюдении за похожим на человека андроидом работали совершенно другие области мозга, отвечающие за определение и интерпретацию движений. Были сделаны выводы, что, возможно, эффект «зловещей долины» вызывается чем-то, что выглядит по-человечески, но движется несоответствующим образом. Роботы движутся так, как должны двигаться роботы, люди — как люди, и ни первое, ни второе не должно нас пугать, если только не возникнет путаница.

Одной из возможных эволюционных причин нашего отвращения к расхождению между внешним видом и движениями андроида может быть то, что любая неправильность в человеке может указывать на болезнь, а наш мозг жестко отвергает ее, чтобы не допустить распространения. Некая непохожесть в другом человеке может также запускать нашу неприязнь к людям, которых мы не считаем приемлемыми партнерами для спаривания. Что бы ни лежало в основе причины «зловещей долины», робототехники ищут способы достать свои творения оттуда.

Нужен ли нам мост в «зловещую долину»?

Хотя некоторые робототехники хотят сделать андроидов, так похожих на людей внешним видом и движениями, что они смогут пройти через «зловещую долину», многие решают этот вопрос, делая не человекоподобных, но крайне выразительных роботов. Вот, например, Leonardo — милый и пушистый робот, сделанный в сотрудничестве MIT и Stan Winston Studios. Он может демонстрировать различные выражения лица и обучаться у людей различным навыкам. Исследователи вроде Хизера Найта верят, что социальные возможности роботов также могут быть ключом к бегству из «зловещей долины».

Есть также мнение, что роботы должны быть социальными, выглядеть и действовать соответственно, но только чтобы людям было удобно с ними; роботы не должны быть людьми. Идея заключается в том, чтобы дать роботам достаточно функций, антропоморфизующих их, например, способность понимать и поддерживать разговор, распознавать эмоциоальное состояние человека и соответствующим образом реагировать, а также проявлять собственные эмоции и индивидуальность. У роботов должна быть своя форма, которая отталкивается от предназначения робота, но не соответствует нашим ожиданиям того, как они должны выглядеть. Сам Мори в 1970 году заявил, что конструкторы должны стремиться к первому пику на графике, а не ко второму, чтобы не попасть в зону «зловещей долины». Возможно, именно этот подход поможет роботам оставаться незаметными в нашей жизни, но весьма полезными.

Другие продолжают стремиться к полноценному человеческому реализму, как Исигуро, который считает, что андроиды могут преодолеть «зловещую долину», наращивая человекоподобный облик и движения. Помимо реалистичных текстур волос и кожи, его Repliee Q2 и Geminoid HI-1 постоянно совершали микродвижения, моргали и двигали телом, словно дышали, чтобы выглядеть более естественно.

Культура также может сыграть свою роль. В Японии искусственные формы более распространены и приемлемы, нежели в Европе, например. В Японии есть даже искусственные поп-звезды (одна анимированная, а другая генерируется компьютером). Возможно, «зловещая долина» может просто сойти на нет после распространения андроидов. Может быть, мы просто к ним привыкнем.

Это явление происходит не только с роботами. Оно происходит с другими формами реалистичной визуализации человеческих форм вроде анимации. Было много сообщений о том, что люди нашли анимированных человеческих персонажей в фильмах «Последняя фантазия» и «Полярный экспресс» жуткими или отталкивающими. Хотя оба фильма гордились передовыми достижениями в области компьютерной графики.

Мы можем попробовать все, от понижения реализма до создания полноценной человеческой мимики, в дальнейших экспериментах с нашими братьями меньшими — роботами. Нам придется или свыкнуться, или побороть «зловещую долину», потому что роботы и компьютерная графика останутся с нами надолго.

В 1970-х годах профессор Токийского технологического института Масахиро Мори впервые предложил концепцию «зловещей долины» – эффекта, из-за которого любой объект, который выглядит и ведет себя как человек вызывает неприязнь у наблюдателя. Оказалось, нас и правда пугает любое отклонение от нормы в поведении, будь то кукла Чаки (из одноименного фильма ужасов) или человекоподобный робот. Сегодня наблюдения Мори вспоминают все чаще, ведь современные роботы выглядят и двигаются как люди, а инженеры всерьез задумываются о том, стоит ли вообще создавать нечто подобное. Удивительно, но «зловещая долина» оставалась загадкой на протяжении десятилетий, пока в 2019 году нейробиологи и психологи из Великобритании и Германии не обнаружили механизмы, способные пролить свет на причины этого феномена. Полученные результаты также показали, что некоторые люди реагируют на человекоподобных существа сильнее, чем другие. Но почему?

Любой другой объект, который выглядит или ведет себя как человек, вызывает у нас неприязнь и отвращение.

Несмотря на то, что в 1970-х годах человекоподобных роботов не существовало, профессор робототехники Масахиро Мори обратил внимание на странное чувство, которое ми испытываем рассматривая объекты, похожие на нас. Как рассказал Мори в интервью для журнала IEEE Spectrum, в те годы исследования в области робототехники считались легкомысленным занятием и даже пустой тратой времени.

Сегодня, однако, эффект зловещей долины является предметом изучения не только инженеров и разработчиков, но и нейробиологов. Исследования в области искусственного интеллекта также не обходят концепцию стороной, ведь устройств, имитирующих человека и его поведения с каждым годом становится больше.

Масахиро Мори — японский учёный-робототехник, инженер, автор концепции зловещей долины

Причина пристального внимания к эффекту проста – вряд ли кому-то захочется проводить время в компании с роботом, от которого по коже проносится холодок.

В то же самое время сходство с человеческой формой или поведением может быть одновременно и преимуществом и недостатком – привлекательность искусственного создания возрастает по мере того, как оно становится похожим на человека, но лишь до определенного момента. Так, сходство промышленного робота и человека минимально и, следовательно, не вызывает у нас сильных эмоций. Игрушечный робот, с другой стороны, больше похож на человека и более привлекателен.

Сегодня существует огромное количество разнообразных ручных протезов. Те из них что выглядят как настоящие, вызывают у некоторых людей дискомфорт

Проблема заключается в том, в какой момент сходство пересекает ту самую грань, что Мори назвал «зловещей долиной». Одним из примеров этого эффекта является реакция на обычный ручной протез – чем больше он напоминает настоящую руку, тем более жутким кажется, вызывая чувство неловкости и дискомфорта.

Больше по теме: Кожа, разработанная для смартфонов и человекоподобных роботов, реагирует на прикосновения

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
CompSch.com