Феномен “зловещей долины”. А вы боитесь роботов?⁠⁠

С тех пор как Карел Чапек придумал термин «робот» в своем спектакле 1920 года, роботы крепко угнездились в научной фантастике. В наши дни они стали научно-техническим фактом, от которого нельзя отказаться. Роботы используются для уборки, строительства автомобилей, деактивации бомб, помощи в хирургии и инвалидам, да и во многом другом. Они более распространены, чем многие из нас могли бы подумать, а в будущем их популяция вырастет еще больше.

Если просто, робот — это машина, которая может выполнять задачи, обычно выполняемые людьми. Некоторые из них управляются операторами, некоторые работают автономно (пока позволяют источники питания). По форме они варьируются от отдельных роботизированных манипуляторов до полноценных гуманоидных тел. Одной из основных целей некоторых робототехников является создание робота, максимально похожего на человека, хотя бы частично, чтобы облегчить естественное взаимодействие между роботами и людьми. Робот, который больше похож на человека, и воспринимается куда лучше.

На сегодняшний день существует уже довольно много андроидов, которые используются в научных исследованиях, вроде Repliee Q2, разработанного Хироши Исигуро из Университета Осаки. Repliee Q2 был создан как телеведущий женского пола, и с первого взгляда его можно принять за человека. Она не может ходить и не обладает сложным искусственным интеллектом, поэтому ее возможности ограничены. Исигуро также создал дистанционно управляемую андроидную копию себя и назвал его Geminoid HI-1, чтобы читать лекции удаленно. Дэвид Хэнсон создал модель андроида, как у Филипа Дика в «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», который может распознавать лица и поддерживать разговор. Хотя ни один из андроидов пока не обладает полной автономией, практически полноценная копия человека обязательно появится в результате этих попыток. Тем не менее по некоторым причинам, когда мы сталкиваемся с роботами, которые слишком похожи на нас, мы находим их отталкивающими и жуткими.

Почему реалистичные роботы пугают нас? Возможно, мы боимся чего-то, что обладает способностями человека, но не обладает сознанием? Или же боимся потерять собственную уникальность? На данный момент ответ кажется более плотским, нежели философским. И заключается он в эффекте «зловещей долины».

«Зловещая долина»

Все мы склонны очеловечивать объекты и животных. То есть проецировать человеческие качества вроде интеллекта и эмоций на нечеловеческие вещи, особенно если они все же обладают некоторыми человеческими чертами. Отсюда можно сделать вывод, что вы скорее захотите пообщаться с человекоподобным андроидом, а не металлическим механоидом. По всей видимости, мы чувствуем себя комфортно рядом с роботами, качества которых до определенной точки похожи на человеческие. После этой точки все кардинально меняется. Этот эффект называется «зловещей долиной».

Термин «зловещая долина» придумал Масахиро Мори в 1970 году. Чтобы проиллюстрировать свою идею, Мори создал график, где на оси y был фактор узнавания, а на оси x — степень похожести на человека, и изобразил наше чувство узнавания, или способность идентифицировать, на примере разных роботизированных форм или репрезентаций человека. Промышленные роботы находятся где-то возле точки начала координат, они не выглядят узнаваемыми или похожими на людей. Но после пика возникает внезапный провал в «долину» (где находятся трупы, зомби и протезы), который перерастает во второй пик, изображающий живого человека. С точки зрения Мори, наш уровень комфорта растет, пока качества робота приобретают человеческие формы, но не достигают точки идентификации, в которой человек внезапно перестает узнавать робота и пугается. Роль играют как физическая внешность, так и движения, поскольку нечеловеческие движения сразу отправляют нас в «зловещую долину» (а некоторые фильмы вроде «Сайлент-Хилла» на этом и основываются).

Исследования подтвердили идею Мори, хотя немного модифицировали. Исследователи Карл Макдорман, Роберт Грин, Чи-Чанг Хо и Клинтон Кох из Университета Индианы использовали неподвижные изображения с чертами лиц и текстурами кожи, измененными различными способами, чтобы узнать реакцию респондентов. Ученые выяснили, что уровень жуткости вырастал, когда лица отклонялись от нормальных человеческих пропорций, а текстура кожи была реалистичной, но возвращался обратно, когда реализм кожи уменьшался. Эти результаты указали на то, что виновником может быть несоответствие между пропорциями и реалистичностью деталей.

В ходе исследования Айше Пинар Сайгин, Тьерри Чеминейда, Хироши Исигуро, Джона Драйвера и Криса Фирта использовался движущийся робот (Repliee Q2), который показал, что эффект «зловещей долины» может быть вызван расхождением между нашими ожиданиями и реальностью в плане внешнего вида и движений андроида. Исследователи делали функциональную магнитно-резонансную томографию участникам, пока те просматривали серию видео с Repliee Q2 (тем же андроидом, но без «кожи») и живым человеком, которые выполняли одинаковые действия. Мозги участников весьма похоже реагировали на человека и механизированного робота. Но при наблюдении за похожим на человека андроидом работали совершенно другие области мозга, отвечающие за определение и интерпретацию движений. Были сделаны выводы, что, возможно, эффект «зловещей долины» вызывается чем-то, что выглядит по-человечески, но движется несоответствующим образом. Роботы движутся так, как должны двигаться роботы, люди — как люди, и ни первое, ни второе не должно нас пугать, если только не возникнет путаница.

Одной из возможных эволюционных причин нашего отвращения к расхождению между внешним видом и движениями андроида может быть то, что любая неправильность в человеке может указывать на болезнь, а наш мозг жестко отвергает ее, чтобы не допустить распространения. Некая непохожесть в другом человеке может также запускать нашу неприязнь к людям, которых мы не считаем приемлемыми партнерами для спаривания. Что бы ни лежало в основе причины «зловещей долины», робототехники ищут способы достать свои творения оттуда.

Нужен ли нам мост в «зловещую долину»?

Хотя некоторые робототехники хотят сделать андроидов, так похожих на людей внешним видом и движениями, что они смогут пройти через «зловещую долину», многие решают этот вопрос, делая не человекоподобных, но крайне выразительных роботов. Вот, например, Leonardo — милый и пушистый робот, сделанный в сотрудничестве MIT и Stan Winston Studios. Он может демонстрировать различные выражения лица и обучаться у людей различным навыкам. Исследователи вроде Хизера Найта верят, что социальные возможности роботов также могут быть ключом к бегству из «зловещей долины».

Есть также мнение, что роботы должны быть социальными, выглядеть и действовать соответственно, но только чтобы людям было удобно с ними; роботы не должны быть людьми. Идея заключается в том, чтобы дать роботам достаточно функций, антропоморфизующих их, например, способность понимать и поддерживать разговор, распознавать эмоциоальное состояние человека и соответствующим образом реагировать, а также проявлять собственные эмоции и индивидуальность. У роботов должна быть своя форма, которая отталкивается от предназначения робота, но не соответствует нашим ожиданиям того, как они должны выглядеть. Сам Мори в 1970 году заявил, что конструкторы должны стремиться к первому пику на графике, а не ко второму, чтобы не попасть в зону «зловещей долины». Возможно, именно этот подход поможет роботам оставаться незаметными в нашей жизни, но весьма полезными.

Другие продолжают стремиться к полноценному человеческому реализму, как Исигуро, который считает, что андроиды могут преодолеть «зловещую долину», наращивая человекоподобный облик и движения. Помимо реалистичных текстур волос и кожи, его Repliee Q2 и Geminoid HI-1 постоянно совершали микродвижения, моргали и двигали телом, словно дышали, чтобы выглядеть более естественно.

Культура также может сыграть свою роль. В Японии искусственные формы более распространены и приемлемы, нежели в Европе, например. В Японии есть даже искусственные поп-звезды (одна анимированная, а другая генерируется компьютером). Возможно, «зловещая долина» может просто сойти на нет после распространения андроидов. Может быть, мы просто к ним привыкнем.

Это явление происходит не только с роботами. Оно происходит с другими формами реалистичной визуализации человеческих форм вроде анимации. Было много сообщений о том, что люди нашли анимированных человеческих персонажей в фильмах «Последняя фантазия» и «Полярный экспресс» жуткими или отталкивающими. Хотя оба фильма гордились передовыми достижениями в области компьютерной графики.

Мы можем попробовать все, от понижения реализма до создания полноценной человеческой мимики, в дальнейших экспериментах с нашими братьями меньшими — роботами. Нам придется или свыкнуться, или побороть «зловещую долину», потому что роботы и компьютерная графика останутся с нами надолго.

У меня вопрос: Вызывает ли у вас эта картина отталкивающее чувство? Если да, то наверняка не слишком сильное

Картина висела в гостевом домике, и издалека☝ мне было жутко на нее смотреть, т.к. показалось, что это очень херовый фотошоп, но подойдя ближе, я поняла, что это картина по номерам, и мне стало чуть спокойнее на нее смотреть. Однако, осадок остался

У меня появилась гипотеза (вероятно, я не первая обратила внимание), что эффект зловещей долины работает не только на восприятии людьми роботов-гуманоидов, но в целом на восприятии нами живых и неживых существ (любых)

И здесь лично на меня сработал, как мне кажется, именно этот эффект. Издалека я вижу, что котик очень похож на живого, то есть на фотографию, но в то же время у него чересчур неестественные глаза, и это склоняет образ котика в сторону условно “трупа-котика, зомби-котика” (что-то похожее на живое, но кукольно-неестественное и поэтому отталкивающее)Вблизи мне становится спокойнее, потому что я понимаю, что котик не живой (не фото), а полностью нарисованный, осознание его нереалистичности немного сглаживает зловещий эффект

В связи с этим изначально я хотела написать пару советов о том, как фотошопить нельзя, а в итоге получилось целое размышление о восприятии

Здесь, к слову, похожее мнение, но не о котиках, а о людях-кошках в новом мюзикле “Кошки” 2019 года

Соглашусь, что реалистичный получеловек-полузверь – это жутко, если пропадает отчётливое понимание того, что на человеке грим и ты не можешь декодировать информацию о том, что перед тобой такое. Качество работы определяется не только качеством графики, но и отношением к деталям самих образов.Даже в волшебном мире фэнтези, например фильмах “Хоббит”, работа настолько кропотливая и обдуманная, что даже такую вроде бы незначительную деталь, как человеческие глаза актера, играющего Беорна, художники заменили на более звериный вариант, т.к. это не совсем человек, а тот, кто способен обратиться в медведя

Кошки из мюзикла напоминают мне чудиков из моих сонных параличей, у которых скелет человека, звериная голова, но при этом человеческие глаза. В пример привожу свои картины по мотивам пережитых сонных параличей

Однако, я зловещий эффект в картинах наоборот смягчаю. Хотя, возможно, стоило бы и передать всецело

Приведу лучший, на мой взгляд, пример его искусного использования – это фильм “Пиноккио” 2019 года

Мне почему-то кажется, что таким жутким и странным этот фильм и задумывался, зловещая долина здесь играет на руку и умело используется режиссером, честно, я оторваться от фильма не могла, он вызывает самые странные эмоции, но в нем чувствуется огромный талант

Тот же эффект охотно используют в жанре ужасов, вспомните, как девушка из колодца в фильме “Звонок” ползет, неестественно выворачивая суставы. Чем не зловещая долина? Любой неестественный вид или неестественное движение чего-то натурального, привычного и знакомого очень пугает и отталкивает

В заключении скажу, что это не хорошо и не плохо. Это просто нужно знать и умело использовать в искусстве при необходимости, дабы избежать нежелательного эффекта

Вы когда-нибудь сталкивались с чувством, когда смотришь мультфильм, и люди в нём кажутся какими-то странными, даже слегка жуткими? Вроде фильм не ужастик, да и человек обычный, даже почти реалистичный, но есть в его движениях что-то, что не даёт покоя. Если сталкивались, то вы заглянули в зловещую долину (uncanny valley): психологическое явление, которое когда-то мешало аниматорам нормально работать. Штука очень интересная, и в честь 15-летия одного из громких примеров — фильма «Беовульф» Роберта Земекиса, — рассказываем, что это за долина такая.

Кадры из фильма «Беовульф» / Warner Brothers

Робототехника

Понятие зловещей долины изначально пошло не из анимации: в 1970 году его ввёл японский робототехник Масахиро Мори. Он провёл исследование, как люди воспринимают роботов по мере их приближения к человеческому облику. Поначалу подопытные позитивно отзывались о машинах, но когда внешний вид роботов стал очень близок к человеку, но не совсем, среди респондентов произошёл резкий спад хороших отзывов. Они отмечали, что из-за мелких несоответствий реальным людям роботы вызывали у них дискомфорт и в некоторых случаях даже страх. Также учёный заметил, что в случае движущихся роботов эффекты заметно усиливаются.

Мори назвал просевшую область на графике «долиной жути», а в 1978-м писательница Ясия Рейхардт перевела его как «зловещая долина» — закрепилось именно это понятие. Занятно, что эффект, открытый Мори, предсказали в литературе. Например, на нём частично строился роман Мэри Шелли 1818 года «Франкенштейн, или Современный Прометей».

На него невозможно было смотреть без содрогания. Никакая мумия, возвращенная к жизни, не могла быть ужаснее этого чудовища. Я видел своё творение неоконченным; оно и тогда было уродливо; но когда его суставы и мускулы пришли в движение, получилось нечто более страшное, чем все вымыслы Данте.

Биология

Истоки явления проследить несложно: большинство теорий во всём винят человеческие инстинкты. Наш мозг эволюционно запрограммирован обращать внимание на мелкие отклонения от нормы — это сигналы о том, что человек болен или асоциален. Этот биологический механизм защиты, когда видит почти-человекоподобного робота, подаёт сигналы о том, что перед вам не живое существо. Также есть теория, по которой наш мозг, замечая создание из зловещей долины, считает его ходячим трупом. Так что, возможно, зомби нас так увлекают как раз из-за явления, открытого Мори.

Кстати, учёные также проводили исследования зловещей долины на обезьянах — и они тоже выражали дискомфорт от почти-обезьяноподобных роботов. Это доказывает, что причиной всему стали инстинкты, а не какие-то социальные нормы.

Потайное дно советской анимации: обход цензуры, фантасмагория и The BeatlesСоветская анимация — не то, чем кажется. Рассказываем, какие секреты скрывает «Ёжик в тумане», «Буратино» и другие безобидные герои из вашего детства.

Анимация

В анимацию эффект зловещей долины переносится почти дословно, только вместо роботов — анимированные люди. Чаще всего подобное встречается в компьютерной графике, потому что текстуры, пропорции и т.д. проработать легко, а вот движения и мимика даются гораздо сложнее. Из-за этого даже персонажи рождественского фильма могут вызвать ужас и желание выйти из кинотеатра.

Кадры из фильмов «Полярный экспресс» и «Беовульф» / Warner Brothers

Громких примеров много: фильм по серии игр Final Fantasy, провал которого списывают как раз на зловещую долину; «Полярный экспресс», который должен был нести детям праздничное настроение, а подарил лишь кошмары; тот самый «Беовульф», который пытался выкрутить человекоподобность на максимум, а случайно выкрутил жуткое ощущение от персонажей.

Может показаться, что это старое явление начала 2000-х, но зловещая долина никуда не ушла, а стала проявляться немного наоборот. Из недавних примеров: адаптация мюзикла «Кошки», которая, кажется, скрутила животы всему интернету, и ранний дизайн «Соника», позже изменённый из-за ора фанатов. Любопытно это потому, что персонажи формально не люди, но создатели приплели им слишком много человеческих черт, чем и вызвали эффект зловещей долины.

В тени Диснея. Кто был главным аниматором студии DisneyРассказываем о соавторе Микки Мауса, его сотрудничестве с Диснеем и провалах в анимации.

Игры

В играх зловещая долина тоже есть и встречается намного чаще, чем в кино. Но в таких случаях о ней редко вспоминают, потому что корявые движения моделей и искажения графики — для геймеров дело привычное. Всё благодаря тому, что графика от шакальной к реалистичной развивалась по большей части в играх. У геймеров просто было время адаптироваться к тому, что люди на экранах часто не похожи на реальных людей.

Кадр из игры Beyond Two Souls / Sony

Но заметные примеры в гейминге всё же есть: Heavy Rain с истошно кричащим главным героем, по лицу которого сложно читать эмоции, Beyond Two Souls, или недавняя Mass Effect Andromeda, в которой из-за багов лицевая анимация скатилась в яму зловещей долины.

Пост

Технологии призваны решать наши проблемы, поэтому довольно быстро нашлись пути отступления из зловещей долины. Самый распространённый: захват движений с реальных актёров — так мимика персонажей будет максимально близка к реализму. Но и в этом способе есть свои проблемы. Во-первых, огромная стоимость самого процесса захвата движений, который позволить себе могут разве что блокбастеры. Во-вторых, любой захват подвергается постобработке, и есть вероятность, что реализм может пропасть в процессе, погребённый под графикой.

Кадр из трейлера второго «Аватара» / 20th Century Fox

Есть пути проще: делать героев совсем нереалистичными — это даже к лучшему, потому что тогда повышается уровень эмпатии у зрителя, — или делать околореализм, как Джеймс Кэмерон поступил с На’Ви в «Аватаре» — они вроде похожи на людей, но анатомия лица ясно даёт понять, что они не люди.

Также эффектом зловещей долины начали пользоваться как раз для создания дискомфорта у зрителей/игроков. В качестве примеров можно вспомнить фильм «Из машины», в котором главный хоррор крылся как раз в человекоподобном андроиде. Или игру Detroit: Become Human, где уже в меню мы встречались с андроидом и замечали, что с ним что-то не так.

Мета

Кадр из фильма «Чип и Дейл спешат на помощь» / Walt Disney Pictures

Со временем зловещая долина стала чем-то вроде страшилки среди аниматоров и шутки для зрителей, которые уже с ней столкнулись, испытали и больше не хотят. В недавнем мета-фильме про Чипа и Дейла в городе был целый район, где обитали персонажи из зловещей долины вроде викинга из «Беовульфа». Герои шутили, что в этот уголок города никто не заходит, потому что им не по себе, а ещё там было логово главного злодея фильма.

Бесконечно мрачная вселенная мультяшек из новых «Чипа и Дейла»Решили тут покопаться в подтекстах свежего хита «Диснея», и, честно говоря, лучше бы мы этого не делали.

В 1970-х годах профессор Токийского технологического института Масахиро Мори впервые предложил концепцию «зловещей долины» – эффекта, из-за которого любой объект, который выглядит и ведет себя как человек вызывает неприязнь у наблюдателя. Оказалось, нас и правда пугает любое отклонение от нормы в поведении, будь то кукла Чаки (из одноименного фильма ужасов) или человекоподобный робот. Сегодня наблюдения Мори вспоминают все чаще, ведь современные роботы выглядят и двигаются как люди, а инженеры всерьез задумываются о том, стоит ли вообще создавать нечто подобное. Удивительно, но «зловещая долина» оставалась загадкой на протяжении десятилетий, пока в 2019 году нейробиологи и психологи из Великобритании и Германии не обнаружили механизмы, способные пролить свет на причины этого феномена. Полученные результаты также показали, что некоторые люди реагируют на человекоподобных существа сильнее, чем другие. Но почему?

Любой другой объект, который выглядит или ведет себя как человек, вызывает у нас неприязнь и отвращение.

Эффект зловещей долины

Несмотря на то, что в 1970-х годах человекоподобных роботов не существовало, профессор робототехники Масахиро Мори обратил внимание на странное чувство, которое ми испытываем рассматривая объекты, похожие на нас. Как рассказал Мори в интервью для журнала IEEE Spectrum, в те годы исследования в области робототехники считались легкомысленным занятием и даже пустой тратой времени.

Сегодня, однако, эффект зловещей долины является предметом изучения не только инженеров и разработчиков, но и нейробиологов. Исследования в области искусственного интеллекта также не обходят концепцию стороной, ведь устройств, имитирующих человека и его поведения с каждым годом становится больше.

Масахиро Мори — японский учёный-робототехник, инженер, автор концепции зловещей долины

Причина пристального внимания к эффекту проста – вряд ли кому-то захочется проводить время в компании с роботом, от которого по коже проносится холодок.

В то же самое время сходство с человеческой формой или поведением может быть одновременно и преимуществом и недостатком – привлекательность искусственного создания возрастает по мере того, как оно становится похожим на человека, но лишь до определенного момента. Так, сходство промышленного робота и человека минимально и, следовательно, не вызывает у нас сильных эмоций. Игрушечный робот, с другой стороны, больше похож на человека и более привлекателен.

Сегодня существует огромное количество разнообразных ручных протезов. Те из них что выглядят как настоящие, вызывают у некоторых людей дискомфорт

Проблема заключается в том, в какой момент сходство пересекает ту самую грань, что Мори назвал «зловещей долиной». Одним из примеров этого эффекта является реакция на обычный ручной протез – чем больше он напоминает настоящую руку, тем более жутким кажется, вызывая чувство неловкости и дискомфорта.

Больше по теме: Кожа, разработанная для смартфонов и человекоподобных роботов, реагирует на прикосновения

Реакция на человекоподобных существ

Наибольшее количество исследований эффекта зловещей долины проводится нейробиологами. Специалисты полагают, что дискомфорт возникает из-за сигналов, активирующихся в мозге. В 2019 году профессор Оксфордского университета Фабиан Грабенхорст и его коллеги занялись изучением неврологического аспекта зловещей долины. В ходе работы, опубликованной в журнале The Journal of Neuroscience, команда изучала результаты функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) 21 испытуемого.

Гипотетическая корреляция между тем, насколько робот (или другой искусственный объект) похож на человека, и тем, какую эмоциональную реакцию у людей он вызывает называется зловещей долиной

Полученные результаты показали, что эффект зловещей долины обусловлен нейронной реакцией на определенную комбинацию функций во время наблюдения за человекоподобным объектом. В ходе работы участникам показывали изображения людей и различных видов роботов, похожих на человека, а затем просили выбрать тех роботов, которым они доверили бы покупку подарка. Выбор испытуемых оказался предсказуем и пал на более человекоподобных роботов не слишком похожих на людей.

Анализируя результаты фМРТ команда обнаружила, что наибольшая мозговая активность наблюдалась в медиальной префронтальной коре – области мозга, ответственной за обработку информации, внимание, оценку социальных сигналов и выражений лица. Мозговая активность также изменялась по мере того, как искусственный объект становился все более похожим на человека.

Люди не желают видеть рядом антропоморфных роботов-помощников

Как еще объяснить эффект зловещей долины?

Еще одна теория, призванная объяснить этот странный эффект связана с эволюционным преимуществом. Наблюдая за объектами, чей внешний вид пересекает зловещую долину, мы понимаем что с ними что-то не так, будь то безжизненная улыбка или заторможенная мимика. Это ощущение, как полагают исследователи, вызывает чувство отвращения или брезгливости, которое помогло нашим далеким предкам выжить, избегая контакта с больными людьми или животными.

В концепции куклы-убийцы нет ничего нового, однако фильмы ужасов наподобие Чаки по-прежнему популярны

Некоторые ученые объясняют эффект зловещей долины когнитивной теорией, которая имеет отношение к инстинкту самосохранения. В своем оригинальном эссе Мори также указывает на эту по сути автоматическую реакцию.

Следующим возможным объяснением является популярный ныне экзистенциальных страх быть замененным роботами. К слову, сегодня эта тема чрезвычайно актуальна из-за способностей нейросети генерировать не только художественные изображения, но и тексты (ой).

Можно ли выбраться из зловещей долины?

Так как наша жизнь становится все более роботизированной, исследователи всерьез задумываются о том, как избежать эффекта зловещей долины. Возможно, лучшим решением проблемы является разработка несовершенных роботов и частое взаимодействие с ними. Смысл в этом действительно есть – вид проводов и металлических конструкций избавляет от нас воздействия этого странного эффекта.

M3GAN — американский научно-фантастический фильм ужасов 2023 года, режиссер Джерард Джонстоун. Любителям жанра однозначно стоит его посмотреть

Работа 2019 года также показала, что люди по-разному реагируют на объекты, напоминающие человека. Это означает, что единого робота, который пугал бы всех пользователей одинаково не существует. Что, к слову, наглядно демонстрирует недавно вышедший на экраны фильм ужасов «M3GAN» – судя по отзывам зрителей, их пугают разные сцены. Мне, например, фильм не показался страшным, однако от некоторых моментов холодок по коже, все-таки пробежал (несмотря на довольно слабый сюжет и плохо прописанных персонажей).

Так или иначе изучение эффекта зловещей долины продолжается, причем в разных научных областях. В будущем полученные результаты могут иметь важное значение для разработки более привлекательных искусственных объектов – от бионических протезов до человекоподобных роботов.

Далеко не все человекоподобных роботы провоцируют эффект зловещей долины. Так, Альтрон из Мстителей пугает своими поступками, а не внешним видом

Исследователи также отмечают, что выход из зловещей долины можно осуществить самостоятельно – например, если подарок, выбранный для вас роботом вам понравился, можно быть уверенным в том, что тонкая грань зловещей долины не нарушена.

Вам будет интересно: Как фильмы ужасов влияют на наш организм и кому их лучше не смотреть?

Плюсы зловещей долины

К счастью, эффект зловещей долины не лишен преимуществ. Так, студенты-медики лучше справляются с реальными чрезвычайными ситуациями, если тренируются на симуляторе, который выглядит и ведет себя как настоящий человек, а амбициозные голливудские фильмы заставляют задуматься о том, стоит ли вообще изобретать нечто подобное.

История куклы-убийцы по имени Чаки пользуется популярностью на протяжении десятилетий. Секрет успеха неизменен – эффект зловещей долины

Не пропустите: Могут ли роботы помочь в лечении душевных болезней?

Чтобы не пасть жертвой странного эффекта ряд исследователей проводит интерактивные эксперименты, в которых добровольцам приходится разговаривать либо с реальными актерами, либо с их цифровыми двойниками. Учитывая растущую популярность голосов помощников такие исследования действительно необходимы. Подобный подход поможет изучить не только зрительное восприятие человекоподобных роботов, но и эмоциональную реакцию на общение с ними и уже привычной «Алисой».

Свежие сезоны «Атаки титанов» выходят, сюжет меняется снова и снова, на экране появляются новые персонажи, а титаны по-прежнему нас пугают. Изначально именно против них боролось человечество. Гигантские гуманоиды с искажёнными пропорциями тела олицетворяли весь ужас этого мира. Чувство страха возникало при одном виде титанов. Не от осознания, что те пожирают людей ради развлечения и за считанные минуты могут разрушить целый город, а от их облика. На самом деле, титаны — это не просто страшные монстры, а тонкая работа автора Хадзимэ Исаямы с явлением под названием «зловещая долина». В этом материале мы расскажем, как оно работает и почему титаны будут пугать нас всегда.

О зловещей долине

Кадр аниме «Атаки титанов 2» (2017) / Wit Studio

С явлением зловещей долины сталкивался каждый, кто хоть раз смотрел фильмы про зомби-апокалипсис и играл в видеоигры, использовавшие при разработке технологию MotionScan (например, L.A. Noire). Вспомните чувство неприязни при виде нечто, что очень похоже на человека, но однозначно быть им не может. К примеру, искусно анимированная 3D-модель персонажа игры, человекоподобный робот-ассистент или же титан.

Это и был эффект зловещей долины, открытый японским учёным-робототехником Масахиро Мори. Во время исследований роботов учёный провёл опрос чтобы узнать, как люди реагируют на внешний вид его изобретений. Поначалу результаты были предсказуемыми: чем сильнее робот был похож на человека, тем больше он ему нравился. Это продолжалось лишь до определённого момента.

Открытием стало то, что наиболее человекоподобные роботы, наоборот, пугали людей. В них были мелкие отличия от реальных людей, которые видны только живому глазу и которые невозможно полностью устранить. Именно они вызывали в окружающих чувство дискомфорта.

График «симпатии», демонстрирующий эффект зловещей долины

Приёмом зловещей долины ещё до его открытия пользовались писатели, художники и режиссёры. Одна из причин, почему человечество на протяжении веков пугали вампиры, оборотни, чудовище Франкенштейна и разного рода монстры кроется именно в этом. Мультипликаторы, в свою очередь, давно усвоили, что положительных персонажей нельзя делать чересчур живыми, особенно при работе с 3D.

Тем не менее, в случаях, когда персонаж намеренно должен вызывать ужас у зрителя, художники делают всё наоборот. Так произошло с Элис от American McGee, продвинутыми андроидами из Detroit: Become Human и вновь титанами из «Атаки титанов».

Но разве титаны не пугают за счёт своих размеров?

Это правда, но лишь отчасти: титаны пугают не так, как обычные гигантские монстры. Дело в их человекоподобности.

Кадр аниме «Атака титанов: Финал» (2020-2021) / MAPPA

Люди по своей природе слабы. Они (мы) не имеют чуткого обоняния и слуха, не могут быстро бегать из-за прямохождения, плохо видят и не имеют природных «орудий» для боя. К тому же, человек не имеет естественной защиты. Даже маленькая ядовитая змея может нанести человеку вред или даже убить. Чтобы одержать победу в сражении, люди используют искусственное оружие.

Так и происходит с титанами: их преимущество заключается только в силе и размере, но не в технической оснащённости. В «Атаке титанов» люди без проблем убивают врагов с помощью точечных ударов в шею. Тем не менее, гигантские гуманоиды с атрофированными частями тела своим видом пугают гораздо сильнее гигантского хомячка, который также преобладает только в физической силе и размере.

Кадр из фильма «Атака титанов. Фильм первый: Жестокий мир» (2015)

Титаны пугают именно из-за эффекта зловещей долины. Они слишком похожи на людей, с которыми будто «что-то не так». Их улыбки слишком широкие, глаза — пустые, а тела — «растянутые». Титаны во многом похожи на зомби, которые находятся в самом низу графика Мори. Именно эти сходства вызывают в зрителе чувство страха, а не сам факт того, что титаны во много раз превосходят людей по размеру.

Погоди, разве это не боди-хоррор?

Эффект зловещей долины можно лишь косвенно отнести к этому поджанру ужасов. Для боди-хоррора (англ. body horror, букв. «телесный ужас», «телесный хоррор») действительно характерно особое внимание к человеческому телу и его трансформациям. Типичные мотивы боди-хоррора — разнообразные болезни, гниение, паразитизм, мутации и превращения, эксперименты с человеческим телом и создание монстров вроде чудовища Франкенштейна.

Элементы боди-хоррора есть «Атаке титанов»: уже в первой серии зрителю крупным планом показывают, как чудовища поедают людей и разрывают их на части. Тем не менее, эффект зловещей долины в большинстве случаев воплощается без визуального насилия и жестокости. Боди-хоррор также может существовать по-отдельности. В случае с титанами на первый план выходит зловещая долина, поскольку ужас перед ними начинается с внешнего облика, а не поедания людей и перевоплощения Эрена Йегера в титана, в котором и воплощён боди-хоррор.

Заключение

Кадр аниме «Атака титанов 2» (2017) / Wit Studio

Существует множество причин, почему «Атака титанов» пугает. Зловещая долина — далеко не единственная из них. У каждого зрителя найдутся свои фобии и потаённые страхи, которые воплощаются на экране. Это аниме прекрасно справляется с задачей напугать и шокировать, ведь борьба титанами — это только начало истории.

Финал аниме «Атака титанов» перенесли на 2023 год

Начну с определения “эффекта зловещей долины” – это явление, основанное на гипотезе, сформулированной японским учёным-робототехником и инженером Масахиро Мори. Она подразумевает, что робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно как человек (но не точно так, как настоящий), вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей.

Феномен возникновения этого типа переживания рассматривался Зигмундом Фрейдом (работа под названием “Жуткое”). Развивая концепцию «жуткого», Фрейд обращается к новелле Эрнста Амадея Гофмана «Песочный человек» (1816). Анализируя текст художественного произведения, психоаналитик выделяет основные механизмы для создания эффекта «жуткого»: куклы, восковые фигуры, двойники, призраки, роботы. Все эти объекты объединяет одна и та же черта: мы не в состоянии сказать, жив этот объект или мертв. Все они, так или иначе, напоминают нам человека, но есть и что-то, что выдает в них «нечеловеческое» или «неживое». Именно на этом эффекте выстроена почти вся индустрия фильмов ужасов.

Так вот, в последнее время стали часто попадаться на глаза работы нейросети Midjourney и при беглом просмотре изображений вроде бы все нормально, но если начать всматриваться в работы нейросети, особенно те где она пытается людей изобразить, то я начинаю ловить тот самый “эффект зловещей долины”.

Сильно не пинайте, просто стало любопытно, может у кого еще так?

Инфа взята с Вики.

Зловещая долина – это явление, существующее в мире робототехники, графики и развлечений. Существует множество дискуссий о том, существует ли “Зловещая долина”. И несколько теорий относительно того, почему она может существовать.

Что такое Зловещая долина?

Эффект Зловещей долины – это явление, при котором человек испытывает негативную реакцию. На нечеловеческую фигуру, объект или сущность, обладающую человеческими чертами.

Основная идея заключается в том, что людям комфортно с другими человекоподобными объектами или сущностями до определенного момента. Как только объект или сущность выглядят слишком человечными, несмотря на свою искусственность. Они внезапно становятся “сверхъестественными” и приобретают тревожный уровень жуткости для зрителя.

Персонаж вызвал бы меньше негативной реакции у людей. Если бы аниматоры или разработчики приглушили или преувеличили его антропоморфные черты.

3 примера феномена Зловещей долины

Феномен Зловещей долины чаще всего проявляется в таких областях, как робототехника, анимация или видеоигры. Которые делаются на аниматорами и разработчиками, создающими человекоподобных персонажей. Вот несколько примеров этой своеобразной жуткости.

Роботы, которые слишком точно имитируют человеческое поведение и опыт. Они могут показаться некоторым людям жуткими. Одним из ярких примеров этого является искусственный интеллект (ИИ). Который иногда максимально точно имитирует человеческую жизнь.

В то время как робот, с голосом робота, оправдывает ожидания людей. Робот с человеческим голосом стирает границы и может создать у кого-то ощущение, что персонаж заслуживает опасений.

Компьютерная графика в видеоиграх и фильмах является ярким примером эффекта Зловещей долины. Компьютерные технологии сложны и часто могут реалистично отображать поведение и особенности человека.

Однако существуют пределы того, насколько правдоподобно выглядят эти персонажи. Анимационные фильмы, такие как “Последняя фантазия: Духи внутри” (2001 г.) и “Полярный экспресс” (2004 г.), демонстрировали сильный человеческий реализм в своих персонажах.

Что имело противоположный эффект. Некоторые зрители чувствовали, что не могут наслаждаться фильмами из-за врожденной жуткости искусственных человеческих персонажей.

Цифровые помощники обычно полагаются только на звук. Что с меньшей вероятностью создаст эффект Зловещей долины. Однако некоторые компании придают своим цифровым помощникам человеческое лицо. Что увеличивает вероятность того, что они станут подвержены эффекту Зловещей долины.

Многие из этих цифровых созданий имеют немного неестественную реакцию. Когда дело доходит до выражения эмоций на их лице. Таких как поднятие бровей, движение лба или движение рта. Что может вызвать подозрения у зрителя.

Что вызывает эффект Зловещей долины?

Существует несколько основных теорий относительно того, почему возникает эффект Зловещей долины. И почему он вызывает негативную реакцию людей.

В одной из теорий отмечается, что люди боятся идеи автоматизации и “роботов”. Или неспособности увидеть разницу между людьми и ИИ. Теория утверждает, что чем ближе роботы будут успешно имитировать человеческую форму и поведение. Тем больше вероятность того, что они заменят нас.

Другая теория состоит в том, что Зловещая долина создает неприятные несоответствия. Которые затрудняют категоризацию объекта. Люди судят об этих искусственных персонажах по человеческим стандартам. А не по стандартам роботов.

Реалистичные роботы и компьютерные анимации могут иметь несколько иное выражение лица, чем люди. Например, их мимика может не соответствовать их словам. Или они могут быть немного запоздалы. Зритель испытывает несоответствие ожиданий. Что указывает на то, что персонаж недостаточно человечен, чтобы ему доверять или нравиться.

Известные исследования “Зловещей долины”

Вот краткий обзор исследований, связанных с феноменом Зловещей долины. Начиная с робототехника, давшего название этому эффекту.

Японский робототехник Масахиро Мори впервые ввел термин “Зловещая долина” (“bukimi no tani genshō”). В 1970-х годах, для описания того, как люди относятся к человекоподобным роботам.

Этот профессор робототехники заметил, что людям тем больше нравятся его роботы, чем более человечными они выглядят. Но только до определенного момента.

В этой “долине” близость человека к роботу внезапно ослабевает. Вызывая чувство страха, беспокойства или беспокойства.

Исследования в области искусственного интеллекта

Исследования Кембриджского университета показали. Что участники, которые рассматривали различные типы ИИ, такие как роботы-андроиды, механические и гуманоидные роботы, испытывали повышенную активность мозга. В областях, связанных с оценкой привлекательности визуальных стимулов.

Эта мозговая активность соответствовала гипотезе Зловещей долины. Участникам было удобнее работать с роботами, которые больше “походили” на человека. Но не с теми, которые были слишком близки к границе между человеком и не человеком.

Эта активность происходила в основном в зрительной коре и зоне, которые отвечают за расшифровку визуальных образов и различий в восприятии. А также за обнаружение человеческого взаимодействия. Важные компоненты интерпретации социальных сигналов.

Последствия эффекта “Зловещей долины”

Эффект Зловещей долины может иметь серьезные последствия для будущего робототехники и науки об андроидах. Если технология не сможет продвинуть ИИ до точки постоянного комфорта в реалистичном поведении роботов. Люди могут отвергнуть эти достижения и затормозить значимый технологический прогресс. Из-за того, что их просто нервируют роботы. Пытающиеся имитировать человеческую форму.

Это явление может также повлиять на будущее протезов конечностей. Поначалу внешний вид протеза руки или ноги может показаться человеку убедительным. Но позже он может вызвать чувство беспокойства.

Как избежать эффекта Зловещей долины

Аниматоры, разработчики и робототехники могут избежать феномена “Зловещей долины”. Переместив объект на “другую сторону” долины или вообще подальше от нее. Придание персонажу, фигуре или объекту более мультяшного или роботизированного вида может уменьшить чувство дискомфорта или недоверия зрителя.

Например, некоторые аниматоры создают персонажей с преувеличенными пропорциями лица. Чтобы намеренно избежать эффекта Зловещей долины.

Будем благодарны за Вашу поддержку!

Здравствуйте, уважаемые любители науки! Сегодня разберемся, почему роботы компании Boston Dynamics так всем нравятся, а гражданочка Саудовской Аравии – София многим, мягко говоря, неприятна. А у некоторых людей такие “человечные” роботы и вовсе вызывают эпилептические припадки и панику. Зовется этот феномен «зловещей долиной» и это давайте разберемся в нем подробнее.

Нам неприятны в этих роботах несовершенства мимики, дёрганность движений, стеклянные глаза, посторонние звуки при перемещениях. Наш мозг начинает паниковать из-за нарастающей неопределенности: что же это такое и как к этому относится???

Классический, во всех смыслах пример пример

Но вот мелкие недостатки пропадают и чувство неизвестности испаряется, наш робот становится неотличим от здорового человека и воспринимается соответствующе. Это – выход из зловещей долины.

Но вот робот не отличим от человека и уже все в порядке)

Единого мнения о причинах этого феномена ученые не имеют. Но наиболее правдоподобные объяснения сводятся к тому, что наш мозг плохо различает несовершенных роботов и больных (мертвых) людей. А также у человеческого сознания отсутствуют какие либо шаблоны поведения таких «существ» и они воспринимаются нами как настоящие психопаты!

Female Figure – творение  Джордана Вулфсона

Моста через эту «долину» не существует. Однако избежать падения в нее можно, либо делая роботов заведомо не слишком похожими на людей, либо создать машину идеальной человеческой копией, неотличимой от живого человека.

Не слишком человечный робот и проблема решена!

Однако этот феномен идет на пользу тем, кто хочет вызвать у людей неподдельный страх! Достаточно вспомнить чудовище Франкенштейна или медсестер из Silent Hill. Это классические примеры точного попадания прямо в «зловещую долину»!

С вами был Sklef! Спасибо за внимание!

Лайк и подписка – награда автору, и ваш плюсик в карму! Скоро будет много нового.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
CompSch.com